Светлана Духовник
Использование комплекса игровых ситуаций для активизации речевого подражания у детей 3–4 лет с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Использование комплекса игровых ситуаций для активизации речевого подражания у детей 3–4 лет с ОНР
Развитие активной речевой подражательной деятельности является одной из основных задач в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи первый уровень речевого развития на начальном этапе. В ходе использования игровых ситуаций привлекаются разные анализаторы – зрительный, тактильный, слуховой, в результате чего, необходимый материал закрепляется прочнее.
Публикация «Использование комплекса игровых ситуаций для активизации речевого подражания у детей 3–4 лет с ОНР» размещена в разделах
- Младшая группа
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
При разработке комплекса игровых ситуаций учитывались общедидактические и специальные принципы логопедического воздействия:
1. Онтогенетический принцип, который предполагает знание и учёт закономерностей развития речи и различных видов деятельности ребёнка в онтогенезе.
2. Принцип деятельностного подхода. Коррекция нарушения речи осуществляется в процессе деятельности по сюжету игровой ситуации.
3. Принцип наглядности.
4. Принцип доступности, последовательности и систематичности. В процессе развития у ребёнка речевых возможностей, игровые ситуации, упражнения и задания постепенно усложняются.
5. Принцип индивидуального подхода. Выбор методов, способов, приёмов, темпа обучения обуславливается индивидуальными особенностями ребёнка.
6. Принцип активности, инициативности.
7. Воспитывающий характер обучения. В игровом сюжете рассматриваются ситуации, которые способствуют воспитанию таких качеств личности как доброта, отзывчивость, честность.
Комплекс разработанных игровых ситуаций по активизации речевого подражания у детей 3 - 4 лет с ОНР (I уровень речевого развития) состоит из четырёх разделов.
Раздел 1. Гласные звуки.
Повторение отдельных звуков.
Раздел 2. Звукоподражания.
Повторение звукоподражаний.
Раздел 3. Слова.
Повторение слов.
Раздел 4. Фразы.
Повторение коротких фраз, объединение в одном предложении нескольких слов.
При активизации речевого подражания у детей 3-4 лет с ОНР использовались следующие методы:
практические методы: упражнение, игра, моделирование, продуктивные виды деятельности;
наглядные методы: демонстрация, наблюдение;
словесные методы: объяснение, рассказ, беседа.
В логопедической работе традиционно реализуются два взаимосвязанных направления: коррекция речевого нарушения и предупреждение, преодоление вторичных отклонений познавательной и эмоционально–волевой сферы. Это учитывалось при разработке игровых ситуаций, таким образом, кроме основной задачи, решаются задачи по следующим направлениям:
развитие общей и мелкой моторики,
формирование игровой деятельности,
развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия,
развитие просодической стороны речи,
развитие внимания.
Также использование игровых ситуаций на логопедических занятиях способствует преодолению речевого негативизма, развитию умений, направленных на восприятие, осмысление и понимание речевого общения.
Каждая игровая ситуация имеет своё название, содержит задачи, описание игровой ситуации, оборудование. Игровые ситуации имеют короткий и несложный сюжет. Решению задач подчинены все компоненты игровой ситуации – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и др. Задачи логопедического занятия определяют выбор той или иной игровой ситуации.
Описание игровой ситуации определяет не только сюжет, инструкции и действия педагога, но и деятельность ребёнка. При знакомстве с игровой ситуацией и её сюжетом необходимое оборудование предлагается педагогом, при повторном выполнении предоставляется возможность ребёнку самостоятельно действовать с игровым оборудованием, поощряется самостоятельность ребёнка и «оречевляются» все действия.
Игровые ситуации разработаны таким образом, что в ходе их развёртывания, педагог имеет возможность определять необходимые виды помощи ребёнку, способ деятельности ребёнка, степень самостоятельности речи ребёнка (сопряжённая речь, отражённая речь, вопросно-ответная форма речи).
В качестве оборудования используются игрушки, мозаика, конструктор, фигурки животных, настольный деревянный театр, театр на магнитах, персонажи, изготовленные из фетра на основе липкой ленты, деревянные вкладыши, мелки, карандаши и др. Использование оборудования разнообразного по фактуре, а также возможность активно взаимодействовать с ним, не только увлекает и поддерживает интерес к заданию, но и обогащает тактильные ощущения ребёнка.
В процессе выполнения игровых заданий следует применять такие словесные приёмы, как речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, оценка детской речи, вопрос.
Различные формы обращений с привлечением кукольных персонажей, интересные увлекательные истории, разнообразные формы поощрений помогают создать у детей положительный эмоциональный настрой, вызвать у них желание отвечать не только действием, но и словом (звукосочетанием, т. е. подражать речи взрослого.
Раздел 1. Гласные звуки
Морковь для зайчат
Задачи: закреплять произношение звука [о]; формировать умение произносить звук [о] с интонацией удивления; формировать умение группировать предметы по величине.
Игровой сюжет: Педагог рассказывает историю и выставляет героев.
- У зайчат около дома был огород. В огороде росла морковь. Однажды зайчата утром вышли из дома и очень удивились: «о-о-о», какая большая морковка выросла в огороде. Как удивились зайчата? (ребёнок повторяет). Помоги зайчатам выдернуть морковь. Большую морковь клади в большую корзинку, а маленькую морковь – в маленькую (ребёнок выполняет).
Прятки
Задачи: закреплять произношение звука [э]; развивать силу голоса.
Игровой сюжет: Педагог рассказывает историю и выставляет героев.
- В лесу на полянке два медвежонка стали играть в прятки. Один медвежонок спрятался за ёлочку, а другой никак не мог его найти. Когда медвежонку стало скучно стоять за ёлочкой, он тихо зарычал: «э-э-э» (ребёнок повторяет), другой медвежонок услышал и подбежал к ёлочке. Увидев медвежонка, он громко зарычал: «э-э-э» (ребёнок повторяет). Вот так весело играли медвежата.
Магазин одежды
Задачи: закреплять произношение звука [э]; развивать высоту голоса; развивать умение соотносить по величине три предмета.
Игровой сюжет: Педагог рассказывает историю и выставляет героев.
- Однажды папа медведь, мама медведица и маленький медвежонок пошли в магазин, чтобы купить себе новые кофты. Продавец показал им три кофты. Одна кофта была большая, вторая поменьше, третья – самая маленькая. Помоги медведям выбрать кофты (ребёнок соотносит одежду по величине). Медведям очень понравились кофты, папа медведь зарычал низким голосом: «э-э-э» (ребёнок повторяет), мама – медведица – средним голосом: «э-э-э» (повторяет), медвежонок – высоким голосом: «э-э-э» (повторяет). Довольные медвежата ушли из магазина с покупками.
Лошадки
Задачи: закреплять произношение звука [и]; развивать высоту голоса.
Игровой сюжет: Педагог рассказывает историю и выставляет героев.
- На полянке две лошадки весело скакали, а потом стали спорить, о том, кто из них лучше поёт. Одна лошадка пела высоким голосом: «и-и-и» (ребёнок повторяет), а другая лошадка пела голосом пониже: «и-и-и» (ребёнок повторяет), их песенки услышала собачка, она прибежала на полянку и пролаяла: «Не спорьте, вы обе красиво поёте».
Раздел 2. Звукоподражания
Мама
Задачи: формировать умение соотносить звукоподражание с определённым объектом; развивать силу голоса.
Игровой сюжет: Педагог рассказывает историю и выкладывает героев.
- Однажды во дворе поспорили котёнок, щенок и цыплёнок, кого мама больше любит. Щенок пролаял: «Пусть каждый позовёт свою маму, и посмотрим, чья мама быстрее прибежит, та мама и больше любит своего малыша». Котёнок громко замяукал: «мяу-мяу» (ребёнок повторяет), щенок громко залаял: «ав-ав» (повторяет), цыплёнок запищал: «пи-пи-пи» (повторяет). Мамы быстро прибежали к своим малышам и спросили: «Что случилось?». Щенок пролаял: «Вот видите, каждая мама очень любит своего малыша».
Собачка
Задачи: формировать умение соотносить звукоподражание с определённым объектом, предметом.
Игровой сюжет: Педагог демонстрирует собачку.
- У нас на занятии грустная собачка. Ты можешь показать, как грустно лает собачка (ав-ав-ав). Я знаю что случилось, у собачки развалилась будка. Педагог демонстрирует молоток, журнал, мячик. Выбери то, что надо для того, чтобы починить будку (ребёнок выбирает молоток). Стучи молотком и говори: тук-тук-тук (ребёнок выполняет). Ты всё правильно сделал. Педагог демонстрирует отремонтированную будку. Собачка обрадовалась и весело залаяла (ав-ав).
На горке
Задачи: формировать умение соотносить звукоподражание с определённой ситуацией.
Игровой сюжет: Педагог размещает на доске медвежат с санками на горке.
- Медвежата пришли на горку кататься на санках, они быстро едут с горки. Проведи мелом линию вниз и скажи: «ух» (ребёнок проводит линию и говорит «ух»).
Паровозик
Задачи: формировать умение соотносить звукоподражание с определённым объектом; развивать умение рисовать предметы круглой формы.
Игровой сюжет: Педагог демонстрирует паровозик.
- Поможем паровозику отправиться в путешествие, скажи громко: «ту-ту» (ребёнок повторяет) и нарисуй колечки дыма из трубы.
Раздел 3. Слова
Варежки
Задачи: формировать умение понимать вопрос где? и отвечать с помощью слов это, вот; формировать умение выбирать предмет заданного цвета из ряда других.
Игровой сюжет: Педагог выставляет медвежонка и выкладывает варежки основных цветов:
- Помоги медвежонку, найди пару для каждой варежки. Где красная (жёлтая, зелёная, синяя) варежка?
Ребёнок находит варежку соответствующего цвета и говорит: «это» или «вот».
Зайчик в огороде
Задачи: активизировать речевое подражание; развивать силу голоса.
Игровой сюжет: Педагог демонстрирует огород.
- Однажды, в огород забежал зайка и схватил морковку. Выбежала собачка и громко пролаяла: «Дай!», что пролаяла собачка? (ребёнок повторяет), а зайка спрятал морковку и тихо говорит: «Нет», что говорит зайка? (ребёнок повторяет).
Ёлка
Задачи: формировать звуковую структуру слова с правильным воспроизведением ударного слога и ритмического рисунка.
Игровой сюжет: Педагог демонстрирует ёлку .
- Скоро праздник Новый год, а ёлку ещё не нарядили. Вешай на ёлку шарики и называй, что на них нарисовано.
Речевой материал: зайка, кофта, мёд, дом, дуб, кот, лимон, юбка, ягода.
Раздел 4. Фразы
Весенняя картинка
Задачи: формировать умение отвечать на вопросы по картинке с выделением объекта и действия; развивать зрительно-моторную координацию.
Игровой сюжет: Педагог демонстрирует картинку зимнего леса и медведя.
- Закончилась зима, но весна ещё не наступает. Вышел медведь из берлоги и грустно прорычал: «Солнышко не светит». Что прорычал медведь? (ребёнок повторяет). Солнышко услышало и засветило (ребёнок выкладывает солнышко на лист бумаги). Солнышко что делает? (светит). Светит что? (солнышко). Медведь прорычал: «Ручеёк не бежит». Что прорычал медведь? (ребёнок повторяет). Ручеёк услышал и побежал (ребёнок выкладывает голубую полоску). Ручеёк что делает? (бежит). Бежит что? (ручеёк). Медведь зарычал: «Цветы не растут». Что прорычал медведь? (ребёнок повторяет). Цветы стали расти (ребёнок выкладывает цветы). Цветы что делают? (растут). Что растёт? (цветы) . Медведь зарычал: «Птички не поют». Что прорычал медведь? (ребёнок повторяет). Птички запели (ребёнок выкладывает). Птички что делают? (поют). Поют кто? (птички). Посмотрел медведь и прорычал: «Весна пришла!». Что прорычал медведь? (ребёнок повторяет).
Подарок для мамы
Задачи: развивать умение называть и показывать цветы, выделять и называть части растения; развивать умение составлять двухсловные предложения с помощью слова вот; развивать зрительно-моторную координацию.
Игровой сюжет: Педагог демонстрирует медвежонка.
- Медвежонок хочет сделать своей маме в подарок открытку, давай ему поможем. Надо выложить одуванчик и ромашку. (Педагог демонстрирует образец, ребёнок выкладывает и «оречевляет» свои действия)
- Вот стебель. Вот лист. Вот лепесток. Вот цветок.
- Назови цветы, которые ты выложил. (Это ромашка. Это одуванчик.)
Дом и его части
Задачи: развивать умение составлять двухсловное предложение с помощью слов это, вот; развивать умение распознавать основные цвета, фигуры.
Игровой сюжет: Из геометрических фигур на основе липкой ленты педагог предлагает выложить дом для куклы на доске и рассказать про дом.
1 вариант
- Это стена (квадрат). Это крыша (треугольник). Это окно (квадрат). Это дверь (прямоугольник). Это труба (прямоугольник).
Предложить ребёнку нарисовать мелом дым из трубы (круги тёмного цвета).
- Это дым.
2 вариант
- Где стена? (ребёнок отвечает: Вот стена) и т. д.
- Покажи все квадраты (треугольники) и т. д.
- Покажи, что синее (красное, жёлтое).
Используя указательный жест, ребёнок произносит слово «это»
На лугу
Задачи: формировать умение называть и показывать насекомых; развивать умение составлять двухсловные предложения (обращение + глагол в повелительном наклонении); развивать силу голоса.
Игровой сюжет: Педагог демонстрирует луг и выкладывает насекомых (бабочка, муха, пчела, жук, комар).
- Покажи и назови насекомых, которые умеют летать (ребёнок выполняет). На лугу летало много насекомых. Вдруг начался дождь и все насекомые спрятались под листики (ребёнком размещает насекомых под листики). Идёт сильный дождь (педагог громко говорит: «кап-кап», ребёнок повторяет), дождь заканчивается (педагог тихо говорит: «кап-кап», ребёнок повторяет). Дождь закончился, но насекомые об этом ещё не знают, давай им скажем, что можно лететь.
- Бабочка, лети!
- Муха, лети!
- Пчела, лети! И т. д.