Наталья Киреева
Использование элементов этнопедагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование элементов этнопедагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
В ФГОС ДО четко прописаны требования к содержанию части программы,формируемой участниками образовательных отношений,которая должна учитывать образовательные потребности,интересы и мотивы детей,членов их семей и педагогов и,в частности,может быть ориентирована на специфику национальных,социокультурных и иных условий,в которых осуществляется образовательная деятельность. Исходя из этого можно сделать вывод,что в профессиональной деятельности воспитателя очень важно использовать этнопедагогику.
Публикация «Использование элементов этнопедагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Этнопедагогика-это особый взгляд на воспитание народными средствами представителя конкретного этноса. Этнопедагогика анализирует социальные и педагогические процессы,взаимосвязи,взаимодействия педагогики с культурными традициями народа,исследует особенности и закономерности народного (этнического) воспитания.
Основной предмет познания этнопедагогики-воспитательный процесс. воспитательный процесс предстает как путь отбора особых форм и методов общения,взаимодействия с детьми. Этнопедагогика,как вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения,имеет свои специфические и особенные методы.
Основными средствами этнопедагогики являются : устное народное творчество; народные песни и праздники; народные танцы; народные промыслы и декоративно-прикладное творчество; народные игры и состязания; народный театр; национальная пища и технология ее приготовления; языковая культура.
Устное народное творчество как элемент народной педагогики выполняет большие воспитательные и образовательные функции:
-- дает историческую картину духовного развития народа, его мировоззренческих основ, национального характера, обогащая детское представление о прошлом и настоящем народа;
-- вероисповедания помогает усвоить нравственные принципы, воспитывает любовь к родителям, своему народу, родному краю;
-- вселяет уверенность в торжество справедливости, укрепляет веру в благополучное будущее;
-- способствует развитию художественно-образного и логического мышления, памяти, воображения, фонематического слуха, наблюдательности, сообразительности, пополнению словарного запаса, повышению культуру речи;
-- сохраняет в памяти ребенка особенности родного языка, значение слов, обогащает народной мудростью.
Наблюдая и участвуя в народных календарно-обрядовых праздниках, ребенок знакомится с календарно-обрядовой поэзией, которая тесно связана с пением и музыкой. Календарно-обрядовая поэзия классифицируется на основе сезонных циклов: зимняя (колядки, щедровки, овсени, подблюдные, весенняя (веснянки, заклички, масленичные, волочебные, семицко-троицкие, летне-осенняя (купальские, петровские, покосные, жатвенные, или жнивные).
Для формирования личности дошкольника народный праздник имеет значение в нескольких аспектах:
-народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей народов, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;
-народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям : честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др. ;
-методически грамотное проведение народных праздников формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста.
Воспитательные функции песенно-музыкального творчества многообразны, но основными из них являются социализация человека, воспитание коллективизма, нравственности, развитие эмоциональной душевной чуткости, эстетических чувств.
Народный танец является одним из древнейших средств этнопедагогики. Возникший на основе магических действ разнообразных обрядов, он постепенно усложнялся и расширял свои функции. Изначально это могли быть ритмические притопывания, хлопки во время весеннего пробуждения земли-матушки или движения животных, на которых планировалась охота, полет или противоборство птиц (орла, сокола) и т. д.
Большое значение танец имеет для физического развития ребенка - позволяет научить его ритмично двигаться, сформировать чувства координации и пластичности движений. В процессе занятий танцами у ребенка развивается художественно-образное восприятие и мышление, происходит знакомство с танцевальным народным творчеством.
Значение народных праздников и обрядов заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулируют оптимистическое настроение.
Этнопедагогическим средством воспитания являются народные подвижные игры, которые сопровождаются игровым фольклором: считалками и жеребьевками. Игры не только были направлены на развитие жизненно необходимых физических качеств и двигательных навыков, но и способствовали воспитанию решительности, смелости, находчивости, коллективизма, высокой нравственности, а также прекрасно подготавливали детей к хозяйственной деятельности. Мордовские подвижные игры самобытны и имеют свои особенности, по давней традиции они являются «сельскими». Подвижные игры как составная часть культуры являются своеобразной формой отражения трудовой деятельности мордвы с помощью специального изобразительного языка. Игровые действия сопровождаются драматизированным или вокальным диалогом, с помощью которого раскрывается основное содержание производимых действий: сев, уборка урожая, защита беспомощных детенышей птиц и животных от сильных и коварных зверей.
Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство имеют духовную и материальную ценность. В процессе знакомства с народными промыслами и декоративно-прикладным искусством дети познают красоту народного творчества, трудовые традиции, мировоззренческие основы своего этноса. Самые популярные виды народных промыслов и декоративного искусства в Мордовии-резьба по дереву,вышивка,изготовление глиняной игрушки и матрешек,плетение из бисера и лозы,изготовление изделий из бересты,ручное валяние и плетение из лыка и т. п. Изделия народных промыслов помогают раскрыть особенности культуры народа. В них сохраняются и живут традиции народного декоративно-прикладного искусства,оставшегося нам от прошлых поколений. Особенности своего мастерства передавали из поколения в поколение,от отца к сыну,от матери к дочери. Дети с раннего возраста приобщались к освоению ремесел,что способствовало воспитанию трудолюбия,сохранению и развитию промыслов. народного декоративно-прикладного искусства.
Средством этнопедагогики является национальная пища и технология приготовления пищи. Основные принципы кулинарного подхода угро-финнов в целом и мордовского народа,в частности,к принципам подбора сырьевого материала,к методам его кулинарной обработки,к композиции блюд,были связаны в прошлом с религиозными верованиями,представлениями,обычаями,с условиями особого хозяйствования,с занятием рыболовством и охотой на лесного зверя и птицу.
Еще одно средство этнопедагогики-это языковая культура. Очень важно познакомить детей с языковым многообразием народов,населяющих территорию Мордовии ( мордовские языки:эрзянский,мокшанский,вызвать интерес к изучению родного языка и желание говорить правильно и красиво на родном изучаемом (мокшанском,эрзянском)языке. В нашем детском саду функционирует кружок дополнительного образования «Марлюнясь»,где дети изучают мокшанский язык.
Таким образом,элементы этнопедагогики-это способы педагогического воздействия,с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и идеалами современного общества. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализировать потенциал национальных традиций,обычаев;помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.