Валентина Климкина
Использование элементов логоритмики в музыкальной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГОРИТМИКЕ
В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Приготовила музыкальный руководитель Климкина В. Н.
Три кита, на которых стоит логоритмика,- это движение, музыка и речь.
Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми.
Темочки:
- Логопедия. Работа логопеда
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Темочки
1. Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.
2. Развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
На подготовительном этапе используются упражнения на развитие:
•Общих речевых навыков – дыхание, голоса. Это различные распевки.
•Упражнения на формирование чувства ритма, темпа и памяти - это различные музыкально - ритмические упражнения
•Подвижные игры с разнообразными дидактическими задачами.
Все эти виды заданий сочетаются с упражнениями на развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве, координации движений и регуляции мышечного тонуса.
Музыкально-ритмические движения – одна из форм коррекции нарушений слоговой структуры. Развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, речеслуховую память, помогают выработке правильного ритма дыхания.
Упражнения для развития мелкой моторики.
Например: пальчиковые игры «Смехота», «Вышли пальцы погулять», «Кот Васька», ит. д.
Ученые установили прямую зависимость, существующую между развитием речи ребенка и координацией движений пальцев рук. Развивая пальчики – развиваем речь!
Мимические упражнения: способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения.
Например:
Обезьянки – кривляки.
Сердитый тигр.
Испуганный тушканчик. (Е. А. Пожиленко)
Песни сопровождаем движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга. Для привлечения малоактивных и застенчивых детей можно внести маски, элементы костюмов, атрибуты, игрушки и проводим инсценировки.
Чтобы добиться плавной и выразительной речи с детьми, имеющими речевую патологию, нужно много петь. Например: пение с движением «На полянке»
Слушание – релаксация: активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом; возвращает детей в спокойное состояние.
Танцы: развивают чувство ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве, учат соотносить свои движения с темпом, ритмом музыки. Танцы исполняются детьми по показу взрослого, а в последствии самостоятельно. Например: Танец сидя (Дам-дам-до-ди-ди)
Такое построение коррекционной работы позволяет добиться устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия, повышает результативность в усвоении практического материала. При помощи точной дозировки таких слуховых раздражителей, как темп, ритм, динамика музыки и слова, логоритмика обеспечивает коррекционную направленность речевого и музыкального развития дошкольников.