Получи документы

Консультация для воспитателей «Использование элементов зимних спортивных игр на прогулке в самостоятельной деятельности детей»

Светлана Бойко
Консультация для воспитателей «Использование элементов зимних спортивных игр на прогулке в самостоятельной деятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей

Большую роль в физическом воспитании детей дошкольного возраста играют спортивные игры, элементы спортивных игр и спортивные упражнения. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов детей.

Публикация «Консультация для воспитателей „Использование элементов зимних спортивных игр на прогулке в самостоятельной деятельности детей“» размещена в разделах

С их помощью дети усваивают разнообразные двигательные навыки, приобретают нравственные, волевые качества: решительность, самостоятельность, смелость, выносливость. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность. Кроме этого, спортивные игры и упражнения пополняют и обогащают словарный запас.

Обучение детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр в основном проводится в период непрерывной образовательной деятельности. Но для того чтобы дети овладели навыками спортивных упражнений и научились играть в спортивные игры, необходимо постоянно повторять и закреплять их во время прогулок на открытом воздухе, что, несомненно, имеет большое значение и для закаливания и укрепления здоровья дошкольников. Поэтому, подбирая их, следует учитывать сезонные, погодные условия. Каждый сезон благоприятствует определенному виду деятельности детей на улице. Зимой всем известны веселые забавы, снежные виды спорта и развлечения, которыми с интересом, удовольствием, а главное – с пользой может увлечься ребенок.

Самостоятельная двигательная деятельность — это деятельность, которая возникает по инициативе ребенка. Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются разнообразные движения. Преимущество ее заключается в том, что ребенок сам выбирает движения, двигается в своем темпе, делает паузы, чередует их. По данным физиологов (И. А. Аршавского, С. М. Громбах, дети в этом виде деятельности в большей степени удовлетворяют свою потребность в движении, чем в организованной деятельности. В дошкольном возрасте самостоятельная двигательная деятельность имеет свою специфику.

В чем она заключается?

Двигательная деятельность малышей тесно связана с игрой, а следовательно с предметами, игрушками, пособиями.

Взрослые должны позаботиться о том, чтобы в распоряжении ребят были игрушки, пособия, стимулирующие двигательную активность, повышающие интерес к движениям. Задача взрослых — научить детей правильно и разнообразно их использовать.

Постепенно, по мере овладения детьми действием с оборудованием, воспитатель приучает малышей действовать совместно с одним предметом, например, покатать мяч друг другу или прокатить его по очереди по дорожке.

Пособия необходимо периодически менять, чтобы у детей не пропал интерес к ним.

Как мы отмечали выше, двигательный опыт у малышей еще невелик, поэтому самостоятельная двигательная деятельность должна проходить под наблюдением взрослого при непосредственном его участии. Наблюдая за детьми, играя с ними, родители, воспитатели видят, как формируются интересы малышей, к чему они больше склонны. Личное участие взрослого в играх детей активизирует малышей, создает у них радостное настроение. Взрослый помогает ребенку своевременно сменить вид деятельности, чтобы не допустить утомления.

Большие возможности для развития самостоятельной двигательной деятельности открываются на прогулке. Важно, чтобы на участке, помимо стационарных пособий, были и выносные пособия: мячи, обручи, кегли, ведерки, метелки, лопатки, санки, ледянки, лыжи, клюшки и т. п. Зимой самостоятельная двигательная деятельность будет более содержательной, если на участке есть снежные постройки: горки, снежные валы, тропинки из снега, ледяные дорожки, разноцветные льдинки, снеговик с обручем, в который дети могут бросить льдинки, снежки, легкие пластмассовые шайбы и т. п. В разное время года взрослые продумывают различные двигательные задания. Зимой можно пройти по снежному валу, перелезть через него, пройти по тропинке из снега, пройти след в след, перебросить снежок или льдинку через снежный вал, съехать с горки, подняться на горку (для детей первой младшей группы, т. к. она не заливается).

Однако прежде чем приступить к систематическому обучению детей спортивным играм и спортивным упражнениям, необходимо познакомить их с различным и видами спорта, спортсменами, провести экскурсию или целевую прогулку на стадион (школьный, дворовый, рассмотреть иллюстрации. Цель этой работы – вызвать интерес, сформировать желание заниматься спортом.

Элементы спортивной игры - хоккей

Строительство ворот в виде снежных валов или использование выносных воротец, клюшек, шайб, мячей, обручей. Ведение мяча, легкой пластмассовой шайбы клюшкой вокруг обруча, кеглей змейкой. Организация игры двумя командами. Формировать умение делать бросок мяча или пластмассовой шайбы в ворота. В подготовительной к школе группе обучать детей правилам игры и выполнять роли нападающего, защитника, вратаря команды.

Элементы спортивной игры – лыжные гонки

Прокладывание лыжни по территории участка, использование лыж и овладение техникой скольжения по лыжне. Навыки передвижения на лыжах закрепляются и совершенствуются в различных играх на местности или площадке. Рекомендуем игры «Шире шаг», «Кто самый быстрый», «Встречная эстафета», «Не задень», «На одной лыже».

Элементы спортивной игры – биатлон

Катание по лыжне и метание мячей, снежков в вертикальную цель (использовать стену веранды). Формирование умений через игры «Кто самый меткий», «Кто самый быстрый», «Кто самый ловкий», «Кто самый внимательный».

Элементы спортивной игры – бобслей

Катание с ледяной горки на ледянках (кто дальше всех съедет с горки). У детей формируются координация движений, выносливость, скоростные качества.

Элементы спортивной игры - боулинг

Формировать навыки сбивания кеглей мячами, прокатывая их по снегу, для развития глазомера, координации движений, усилия, с которым выполняется движение.

Элементы фигурного катания

Формировать навыки катания на фигурных коньках. Совместное посещение родителями и детьми близлежащих катков.

Чтобы обеспечить разумное чередование активных движений и отдыха, педагог внимательно следит за деятельностью всей группы в течение дня: не упускает возможности привлечь к подвижным играм, воспитанников, засидевшихся за рисованием, книгами, переключить на спокойные игры внимание тех, кто длительное время занимался игрой высокой интенсивности.

Желательно, чтобы воспитатель участвовал в играх: личный пример взрослого, помогает повышать интерес детей к двигательной деятельности, позволяет тонко и ненавязчиво следить за всей группой и направлять деятельность каждого ребенка. Самостоятельная двигательная деятельность мальчиков и девочек не должна значительно отличаться. И тем и другим полезны самые разнообразные физические упражнения и игры.

Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно организовывать спортивные игры со сверстниками. Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависят от двигательной активности. Создавая условия для самостоятельной двигательной деятельности детей, взрослые способствуют развитию их инициативы, самостоятельности, что в конечном итоге ведет к развитию детского творчества и всестороннему укреплению здоровья, как психического, так и физического.

Спортивные игры и упражнения в дошкольном учреждении следует использовать в разные периоды дня. Утром, когда прием малышей производится на улице, можно привлечь к развлечениям небольшие группы детей в зависимости от их состояния.

Дети, которые рано встают и пешком идут в детский сад, достаточно бодры, с удовольствием выполняют определенные движения. А те, которые встают поздно, приходят иногда сонные, вялые и не изъявляют желания двигаться. Таких ребят следует вовлекать в двигательную деятельность постепенно.

Утром нецелесообразно использовать спортивные игры и упражнения, вызывающие сильное эмоциональное возбуждение или требующие больших затрат физической энергии. Это будет истощать детей, снизит их возможности в овладении знаниями, навыками и умениями на других периодах непрерывной образовательной деятельности. Это нужно учитывать и при подборе упражнений для вечернего времени, ведь вечером, через 2-3 часа после дневного отдыха, работоспособность детей начинает снижаться. Но и сразу после сна не рекомендуется использование спортивных упражнений, так как дети еще вялые, поэтому нагрузку следует повышать постепенно, используя например, комплексы корригирующей гимнастики.

На дневной прогулке можно использовать спортивные игры и упражнения, с максимальной физиологической и эмоциональной нагрузкой. В данное время спортивным играм и упражнениям следует уделять больше внимания, чем во все остальные периоды дня. Но их место в течение прогулки определяется с учетом других видов деятельности: наблюдений за окружающим, трудом, играми, в частности творческими, и пр.

В начале прогулки спортивные игры и упражнения проводить не желательно. Тут целесообразно отдать предпочтение наблюдениям, чтобы сосредоточить внимание детей, которые еще не увлеклись играми. В дни, когда нет физкультурных организованных мероприятий на воздухе, можно использовать пешие переходы, создавать условия для самостоятельной двигательной деятельности детей, в процессе которой они могут возвращаться и к знакомым элементам техники спорта, упражнениям.

При руководстве спортивными упражнениями используются общеметодические методы и приемы обучения и воспитания детей – объяснение, показ, вопрос, указание, оценка действий, поощрение, показ другим ребенком. При этом нужно следить, чтобы инструкция не была длительной, очень детальной, чтобы интерес детей не пропал.

С детьми 4-5 лет воспитатель – непременный участник спортивных мероприятий, особенно если упражнения не знакомы детям. Старшим дошкольникам педагог помогает начать движение, определяет порядок его выполнения, а потом наблюдает за ходом и вмешивается только при необходимости. Проводя спортивные упражнения с техническими усложнениями (например, отработка техники ходьбы на лыжах, педагог должен все время принимать участие в них.

К участию в спортивных играх и упражнениях воспитатель вначале привлекает тех детей, которые недостаточно освоили упражнения в ходе непрерывной образовательной деятельности по физкультуре. В дальнейшем нужно стремиться к тому, чтобы активно действовали все. Дети должны не только овладеть элементами спортивных игр, но и знать их основные правила, название частей используемого спортивного инвентаря, уметь ухаживать за ним.

Проведение спортивных игр и упражнений включается в календарный план учебно-воспитательной работы для детей 4-7лет. При планировании учитывается место игр и упражнений в режиме дня. На утренней или вечерней прогулке предусматривается 1-2 вида спортивных игр и упражнений. Их стоит так планировать, чтобы в комплексе они составляли разнообразную по двигательному содержанию деятельность.

Очень большую роль в освоении детьми элементов спортивных игр и упражнений играет эмоциональный настрой педагога. Если необходимо показать образец умения играть, педагог может сам вступать в игру. Такое участие вызывает у детей доверие к педагогу, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда является главным мотивом участия в игре.

Таким образом, важность использования спортивных игр и упражнений на прогулке, очевидна. Дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Многократное повторение упражнений в условиях большого пространства в теплое и холодное время года способствует прочному закреплению двигательных навыков, развитию физических качеств, и закаливанию организма.

Используемая литература:

1. О. Е. Громова «Спортивные игры для детей»

2. Т. И. Дмитриенко «Спортивные игры и упражнения для детей

дошкольного возраста»

3. Е. И. Подольская. Серия: Образовательное пространство ДОУ - «Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет»

Публикации по теме:

Фотоотчёт о зимних спортивных соревнованиях «Кто мороза не боится, приходите порезвиться» (старший дошкольный возраст)Фотоотчёт о зимних спортивных соревнованиях «Кто мороза не боится, приходите порезвиться» (старший дошкольный возраст) Цель:Развивать интерес к зимним видам спорта посредством эстафет и заданий. Показать привлекательность зимних месяцев года. Задачи: - закрепить.

Игра-отражение жизни. Организация самостоятельной деятельности на прогулкеИгра-отражение жизни. Организация самостоятельной деятельности на прогулке Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены.

Консультация для родителей «Использование светоотражающих элементов на одежде детей и взрослых в тёмное время суток»Консультация для родителей «Использование светоотражающих элементов на одежде детей и взрослых в тёмное время суток» Пешеходы являются самыми незащищёнными участниками движения, особенно в осенне - зимний период, когда утренние и вечерние часы сумрачны.

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников»Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников» Прежде чем, рассказать о формах работы с дошкольниками по формированию представлений о зимних видах спорта, нужно пояснить, что же такое.

Консультация для воспитателей «Организация двигательной активности детей на прогулке в летний период»Консультация для воспитателей «Организация двигательной активности детей на прогулке в летний период» "Организация двигательной активности детей на прогулке в летний период" Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной.

Консультация для воспитателей «Организация музыкального уголка для развития самостоятельной музыкальной деятельности» Основными формами организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду, в рамках художественно-эстетического развития, являются:.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей» Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей»Основным источником.

Методическое руководство по двигательной активности детей в самостоятельной деятельности на прогулкеМетодическое руководство по двигательной активности детей в самостоятельной деятельности на прогулке Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку. Наступило долгожданное лето и теперь (если,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Использование элементов зимних спортивных игр на прогулке в самостоятельной деятельности детей»
Опубликовано: 3 января 2020 в 06:56
+762Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Использование элементов зимних спортивных игр на прогулке в самостоятельной деятельности детей»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Бойко (УИ 855804) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 221.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД