Татьяна Пьянкова
Использование элементов арт-терапии в организации коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Современное дошкольное образование развивается в инновационных условиях. Значительно повышаются требования общества к его качеству. Смена приоритетов в сфере дошкольного образования ориентируют педагогов на поиск и создание новых моделей, программ и технологий, направленных на развитие интегративных качеств личности ребенка и обеспечение детей равными стартовыми возможностями для успешного обучения в школе. Однако очень важно, чтобы в погоне за инновациями в деятельности педагога не был потерян основой ориентир, определяющий направленность всех его профессиональных усилий, – личность ребенка.
Публикация «Использование элементов арт-терапии в организации коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Дети с ТНР, которых в нашем ДОУ более 50%, требуют к себе особого внимания. Они могут быть повышенно агрессивны, или, наоборот, замкнуты и подавлены. В общении со сверстниками часто боятся быть несостоятельными. Они либо вообще стараются избегать общения, либо зачастую вступают в конфликты. В отношениях со взрослыми проявляют избирательность. Наряду с коррекционно-образовательной работой учителя-логопеда не менее важную роль имеет деятельность воспитателя, способствующая успешной социализации ребенка в обществе.
Задачи:
• помочь каждому ребенку разобраться с основными проблемами общения;
• научить узнавать и распознавать своё внутренне эмоциональное состояние и состояние взрослых и сверстников;
• воспитывать эмпатию и толерантность;
• обогатить словарь за счет слов обозначающих различные эмоциональные состояния;
• способствовать самовыражению через рисунок, движение, слово и др. ;
• научить способам снижения мышечного и эмоционального напряжения;
• учить использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;
• формировать способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
Направления работы:
-предметно-развивающая среда (центр психологической разгрузки, терапевтические игрушки, дидактические игры и пособия и др.);
-атмосфера психологического комфорта в группе (ритуал приветствия и прощания, традиции группы и др.);
-проживание эмоций в творческой деятельности (элементы арт-терапии : сказкотерапия, музыкотерпия, изотерапия, игротерапия, пескотерапия и др.);
-навыки саморегуляции эмоционального состояния (игра, психогимнастика, релаксация, моделирование ситуаций, прослушивание музыкальных произведений и др.);
-невербальные средства общения (этюды, упражнения, тренинги, театр, музыкальные игры и др.);
-работа с родителями (занимательное дело, тренинги (родитель+ воспитатель+ ребенок, День Добрых Дел, выставки совместного творчества и др.)
Для более эффективной работы необходимо выполнять следующие условия:
гуманизация процесса,
индивидуально-дифференцированная направленность,
систематичность,
концентричность (в соответствии с возрастными особенностями детей,
интегративность,
здоровьесбережение,
взаимодействие с родителями на основе сотрудничества и партнерства. Внедрение элементов арт-терапии в образовательный процесс осуществляется в различные виды деятельности : как в организованную образовательную деятельность, так и в совместную и в самостоятельную деятельность детей.
Исходя из наблюдений, можно сделать вывод, что эта работа эффективно влияет на улучшение эмоционального состояния детей, формирование у них способности планировать свои действия, создание положительного климата в группе, что в свою очередь является предпосылкой формирования необходимых личностных качеств дошкольника.
Список литературы
1. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб. : Речь, 2006. С. 160, илл.
2. Лебедева. Л. Д Практика арт-терапии : подходы, диагностика, система занятий. - СПб. : Речь, 2003. С. 256.
3. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. СПб. : Питер, 2000. С. 444.