Любовь Михайлова
К Дню «Арт-терапии» на МAAM. Использование арт-терапии в семейном окружении ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
К дню «Арт-терапии» на МААМ.
Статья: «Использование Арт-терапии в семейном окружении ребёнка».
Арт-терапия - это творческая деятельность с ребёнком, оказывающая положительное психологическое воздействие искусством на его эмоционально-личностное развитие и состояние души.
По прежнему среди различной жизненной суеты и ежедневных трудовых будней родителей в семье, воспитателей в группе, учителей в школе - особое место занимает задача по сохранению и укреплению психического и физического здоровья наших детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении внутрисемейной атмосферы, социального окружения ребёнка, качестве медицинского обслуживания, отношений ребёнка с близкими взрослыми, как в семье, так и в детском саду или других местах, которые посещает ребёнок, а также восприимчивость ребёнка к заболеваниям и других внешних факторах. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребёнка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения и деятельности детей.
Публикация «К Дню „Арт-терапии“ на МAAM, Использование арт-терапии в семейном окружении ребёнка» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Использование арт-терапии часто выполняет психо-терапевтическую функцию, помогая ребёнку (в тёплой домашней обстановке, с радостным настроением) справиться со своими психологическими проблемами, поможет непринуждённо, с помощью рисования (или другого вида творчества) восстановить его эмоциональное равновесие и устранить имеющиеся у него нарушения поведения. Главная задача родителей не отвергать ребёнка, не сидеть с безразличием у телевизора, а искать и находить свои варианты для взаимодействия с ребёнком, и окунаться вместе с ним в творческую игру, с массой оригинальных идей и фантазий.
Основная цель арт-терапии заключается в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания, использовании арт-терапии как средства психо-коррекции нарушений в эмоциональном состоянии детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Изобразительное творчество – это акт само совершенства, самовыражения, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживания, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать свои мечты и надежды. Поэтому психологи так часто используют рисование для снятия психического напряжения ребёнка, стрессовых состояний, при коррекции неврозов и страхов. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, развития способности к их восприятию. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство в том, что оно требует согласованного участия, как взрослого, так и ребёнка.
ПРИМЕР из моей жизни.
Уже 30 лет работаю воспитателем в ГБДОУ, изобразительная деятельность один из самых любимых видов занятий с ребёнком. Безусловно, приёмы арт-терапии я применяю с детьми неоднократно, это множество творческих идей в свободной самостоятельной деятельности с детьми, это применение разнообразных нетрадиционных видов в творчестве с детьми дошкольного возраста. Но сейчас я хочу рассказать о моём внуке Матвейке, он прекрасный мальчик и как многие мальчишки любит: тоботы, роботы, конструкторы, детский игровой транспорт, трансформеры, и мн. др. К сожалению, мне пришлось стать для него не только бабушкой, но и мамой и я его люблю всей душой. Сейчас он заболел ОРВИ, я бегу на работу, он дома с сыном, ему, наверное немного не хватает женского тепла. Выходной день, суббота, у меня как всегда куча дел по работе и дома тоже; он присел со мною рядом, смотрит мультики по телевизору. Вдруг сын говорит, мама ты просила картон (большие листы) для работы, он тебе ещё нужен или убрать его куда-нибудь из коридора? И я на минуту задумалась, куда его лучше применить? Листы большие, как сказал сын: - «Хоть дом из них строй!» А может и правда, построить «Дом!» И слово за слово, мы решили сделать «Дом!» А идею подсказал сам Матвей, он сказал: «Мне нужен дом для тоботов!».
Мы все решили, что это будет «Космический домик». И главный архитектор будет Матвей. Практически на пол дня мы все окунулись в творчество по воплощению этой идеи в жизнь, сделали на картоне чертёж простым карандашом, выделили места, где будут окна, двери, дедушка вырезал нам все необходимые детали, все детали пошли в дело. Матвей их сам раскрашивал, смешивая цвета по своему настроению, я рисовала рисунок на дверях картонного домика. Вы бы видели лицо ребёнка, довольное, счастливое, увлечённое, а руки – все в красках, мы рисовали гуашью. Сидя дома, сын ему распечатывал картинки роботов в раскрасках, и он их раскрашивал карандашами, к статьи, он очень неплохо у нас раскрашивает, старается за линии не вылезать, мы этих роботов решили тоже приклеить на дом.
Отодвинули немного мебель, установили «Космический домик» и пошла у нас игра! Уже несколько дней, ребёнок из него практически не вылезает, приглашает нас к себе в гости, сын туда заходил, а я не влезаю. А окна просто супер, он вроде бы и закрыт, однако подсмотреть за ним можно.
В следующие выходные дни постараемся найти время и раскрасить дом изнутри. Играйте со своими детьми, творите чудеса своими руками, и получите массу удовольствия от творческого общения друг с другом.