Елена Серафимовна Ганус
Использование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возраста (из опыта работы).
Добрый день, уважаемые коллеги!
В нашем детском саду мы работаем по программе «От рождения до школы».
Коврограф «Ларчик» я использую в своей работе с детьми для решения задач познавательно – речевого развития, в том числе и в образовательной деятельности по математике.
Публикация «Использование коврографа „Ларчик“ в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
Это игровое пособие предоставляет огромный простор для творческой деятельности педагога, подходит как для индивидуальных, так и для групповых занятий, а так же идеален для работы с небольшими подгруппами детей.
Использую я коврограф и во время проведения ООД, как часть занятия, и особенно часто для проведения индивидуальной работы с детьми. В группе у меня имеется коврограф собственного изготовления из фетра и все фигурки и герои тоже были сделаны мною собственноручно.
Я сейчас работаю с детьми средней группы. Исходя из задач по математике на среднюю группу, я подбираю игры для детей из методического пособия к комплекту «Коврограф Ларчик», некоторые придумываю сама, а еще пользуюсь наработками из интернета. Своими наработками я стараюсь делиться со своими коллегами.
Чаще всего я использую игровые наборы «Разноцветные веревочки», «Разноцветные круги», «Разноцветные квадраты – эталоны цвета», а в старшей группе, с усложнением программного материала мне уже понадобятся наборы «Забавные цифры и буквы» - сейчас я их еще не использую.
Так при ознакомлении с количественными представлениями можно давать такие виды заданий:
1. Счет клеток в ряду или до точки.
2. Счет клеток в столбике до точки или между двумя точками.
3. Счет предметов, находящихся в ряду или столбике
4. Счет однородных предметов в ряду из числа предметов двух разновидностей и более.
5. Уравнивание число предметов разными способами и другие.
В пособии к коврографу «Ларчик» имеются Разноцветные веревочки, изготовленные из контактной ленты, это удобный материал с большими функциональными возможностями. Ими можно:
1. Обводить и соединять, создавать различные фигуры и узоры измерять величину предметов
2. Проложить дорожку, например, от домика Дольки к домику Незримки Всюсь, соединить и пройти по ней пальчиком.
3. Поставить на поле точки попросить ребенка поставить симметрично такие же точки, их соединить веревочкой и получить образ.
4. Веревочки разделяются на части, при этом мерой длины служит клетка коврографа. Первая веревочка 1 и 9 клеток, вторая 2 и 8 клеток и так далее. Используя контактные веревочки разной длины можно
-Выкладывать и знакомить с прямой, ломанной и кривой линиями;
-Выполнять графические диктанты.
-Развивать фантазию и творческие способности, предлагая такие задания, как (трансформируй прямоугольник в чашку с блюдцем? Сделай лист березы из овала).
Для игровых мотиваций я использую необыкновенных персонажей - жителей Фиолетового Леса, которые рекомендованы авторами технологии Воскобовича. Так в младшем и среднем возрасте чаще всего на коврографе – «Волшебной полянке» бывают Лопушок и Гусеница Фифа. Но так же в играх, в которые будем играть с вами сегодня, мы будем использовать и других персонажей Фиолетового Леса – Дольку, Околесика, мальчика Гео, Магнолика, Незримку Всюсь, Паучка, Крутика, Краб-Крабыча, пчелку Жужу и других. Каждый персонаж приходит с определенными игровыми ситуациями. Они у нас не очень большие, так как мы изготовили их сами.
В состав комплекта входят Разноцветные круги-липучки.
Их я использую чаще всего на коврографе. Также с ними можно провести ряд игровых упражнений:
-Помоги Фифе собрать бусы, чередуя бусинки по цвету, по величине;
-Продолжи ряд по образцу.
-Укрась платочек, шарфик, рукавичка разными кружочками и сосчитай их.
- Выложи группы кружков из разноцветных липучек и соедини их с цифрами 1, 2, 3…, с помощью контактных разноцветных веревочек и ряд других игр.
В комплект «Ларчик» входят Разноцветные квадраты и Радужные гномы.
Это 10 карточек из ковролина : семь карточек цветов радуги и три ахроматических (серый, белый, черный). Детям предлагаются следующие игровые, проблемные ситуации:
-Разложи 7 ковриков по порядку (как радугу).
-Познакомить Дольку с частями суток, временами года, днями недели, создавая соответствующие временные модели.
-Используя цветные карточки-лоскутки, я использую игру «Разноцветное одеяло»
-Собери одеяло так, чтобы - в середине был расположен лоскуток серого цвета, - над ним и под ним лоскутки такого цвета, из которых можно получить серый цвет, - в правом верхнем углу – красный лоскут, в правом нижнем – желтый, а между ними- оранжевый;
- в левом ряду в самом верху положи голубой лоскут, ниже синий, а в самом низу - фиолетовый. Постепенно мы задания усложняли, используя для обозначения местонахождения лоскутка определенного цвета двойные ориентиры, такие как левый - верхний, правый - нижний, а также предлоги: над, под, между, или ориентиры, с использованием символов отрицания (не вверху и не в среднем ряду). Давайте попробуем сшить одеяло из 9 лоскутков. Для этого обведем контуром квадрат 3Х3
-Сшей одеяло так, чтобы в центре располагался красный квадрат, слева от него оранжевый, под оранжевым - зеленый, над оранжевым – синий, в правом верхнем углу - белый, в правом нижнем углу -черный, между белым и черным- фиолетовый, голубой квадрат размести не в верхнем ряду, а желтый квадрат положи на оставшееся место.
В состав комплекта входят 7 гномов, которые активизируют познавательный интерес детей. Они имеют свои имена, которые дети быстро запоминают: Кохле – красный, Охле – оранжевый, Желе – желтый, Зеле – зеленый, Геле – голубой, Селе – синий, Фи – фиолетовый. Используя игры с цветными гномами, дети приобретают навыки порядкового счета, развивают наблюдательность, память…
Гномы любят играть с детьми в прятки.
-«Кто спрятался»
На поляне появились гномы Кохле, Охле, Желе,Зеле, Геле, Селе, Фи в разноцветных шапочках они стали играть в прятки с Лопушком.
На коврографе располагаются карточки, по считалке, дети закрывают глаза, взрослый убирает одну из карточек. Кто из гномов спрятался? Карточки могут меняться местами.
-«Какой по порядку?»
На Полянку вышли гномы. Давайте вспомним их имена. Я буду показывать гномов, а Вы будете называть их имена.
Гном Кохле стоит первым, Охле – вторым и т. д. Кто стоит между Желе и Геле? Сколько гномов помещается между Охле и Фи? Какой гном стоит шестым (вторым, третьим, четвёртым?
В состав пособия входят Пространственные картинки: «Лев, Павлин, Пони, Лань».
Детей знакомлю с тем, что игровое поле помимо клеточек разделено на 4 части малозаметными желтыми линиями. Центр поля обозначен точкой. Чтобы найти центр, нужно из угла в угол натянуть по диагонали веревочку или толстую нитку и место пересечения двух ниток будет находиться прямо в центре. Это им пригодиться и в будущем, если они, например, захотят найти середину листа бумаги. Через середину проходят две линии, которые делят коврограф на 4 части, в углу каждой части находится картинки. Дети легко запоминают зрительное расположение животных, и это помогает им в дальнейшем ориентироваться в пространстве. Лев – в левом верхнем углу, Лань – в левом нижнем углу. Павлин – в правом верхнем, Пони – в правом нижнем.
Для закрепления пространственных представлений можно предложить такие игровые задания.
-Расположи в центре Полянки озеро. Кто придет к водопою сверху, снизу, слева, справа?
-Кто придет с правого верхнего угла?
-Откуда придет к водопою лев?
Для упражнений в ориентировки в пространстве мы используем игры по нахождению определенной клетки по заданным координатам. Для этого мы используем домики, в которых этажи - это ряды коврографа, а подъезды - его столбики. Чем больше этажей и подъездов в домике, тем сложнее в нем ориентироваться. С помощью контактной веревочки построим дом в 4 этажа и 4 подъезда.
Из треугольника или трапеции соорудим ему крышу. Теперь в домик нужно заселить жильцов. Заселять их можно по видовому, родовому признаку.
-посели на 1-этаже домашних животных,
-на втором – диких животных, на третьем – птиц, на четвертом – насекомые
-перечисли, кто живет в первом подъезде?
-кто живет над сорокой?
-назови соседей зайца по подъезду, по этажу?
Для активизации этой игры я использую самые разнообразные игровые ситуации :
- к дому подъехала скорая помощь и нужно подняться к больному на указанный в адресе этаж и подъезд;
- или привезли пиццу по данному адресату,
- а может быть, принесли телеграмму, посылку, цветы;
- или сыщики ловят преступника.
Наиболее сложным является заселение жильцов в дом-таблицу по двум условиям одновременно.
-предлагаю детям заселить дом так, чтобы в первом подъезде находились жильцы только синего, во втором – желтого, в третьем - красного, и в четвертом- зеленого цвета, а чтобы вы не запутались, я над каждым подъездом прикреплю на крыше липучку такого же цвета;
-на первом этаже разместите геометрические фигуры, но не забывайте соотносить их цвет с условным символом на крыше;
-на втором этаже поселите, пожалуйста, математические знаки;
-какой знак мы поместили первым? Почему? (потому что он такого цвета, как символ на крыше);
-на третьем этаже разместите цифры ;
-на четвертом – линии.
Воспитатель должен проявить творчество, чтобы придумать и разыграть игровую ситуацию и активизировать деятельность детей, подобрать интересную, соответствующую возрасту мотивацию.
Так как в этом возрасте мы уже формируем и элементарные математические представления, то используем задания на формирование представлений «один - много»
-сорви для Фифы 1 грушу, много яблок,
-найти дерево, где только одно яблоко,
-какого цвета яблоко?
-Что еще такого же цвета?
Из голубой полосочки можно сделать аквариум. Объясняем детям, что это домик для рыбок. Веселый Краб или китенок Тимошка могут предложить детям следующие задания:
- Помести в него 4 желтых рыбки и одну красную рыбку.
- Покажи большую рыбку, маленькую.
-Фифа принесла корм для рыбок, он плавает вверху, давайте и рыбок поместим вверху.
- Фифа принесла камешки, и они упали на дно, и рыбки тоже нырнули на дно вниз. Во время таких игровых манипуляций, дети учатся различать рыбок по величине, цвету, закреплять положения вверху, внизу, количество рыбок (одна, много). Мы при этом еще и обогащаем словарь детей новыми словами (аквариум, водоросли, дно).
Занимаясь с такими игровыми пособиями, дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности., обогащают свой познавательный опыт.