Татьяна Робченко
Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление.
Развитие речи детей от 3 до 4 лет в детском саду имеет особое значение. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, они неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, трудового, патриотического воспитания дошкольников. Поставив цель, познакомить детей с устным народным творчеством, значит изучить важную часть духовной культуры народа, объективные законы красоты.
Публикация «Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Используя устное народное творчество в развитии речи детей, ребёнок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Исходя из этого, главной основой для развития речи у детей младшего дошкольного возраста я выбрала тему : «Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
Актуальность работы заключается в следующем, в наши дни произведения устного народного творчества практически не используются. В семьях всё меньше знают обрядов, забывают песни и колыбельные. Педагоги и психологи отмечают, что ребёнок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, современные родители из – за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи пускают на самотёк. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование его в работе с детьми создаёт уникальные условия для развития речи, мышления детей.
Целью моей работы является: способствовать развитию речи детей младшего дошкольного возраста через произведения устного народного творчества. Определив цель, я поставила следующие задачи:
• Познакомить детей с окружающим миром – природой; с укладом жизни и быта русского народа; расширить кругозор; повысить интерес к устному народному творчеству; совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
• Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей;
• Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
Наметив и обозначив для себя главную цель и задачи, я решила реализовать свою работу в следующем порядке:
работа с детьми;
работа с родителями;
распространение опыта работы среди педагогов ДОО.
В группе созданы все условия для реализации данной темы, подготовлена развивающая предметно – пространственная среда и материально – техническая база отвечает всем требованиям: подобраны книги с фольклорными произведениями, иллюстрации с потешками, прибаутками, доступные для детей в уголке «Книжкин дом»; волшебный «Петрушкин театр», для развития интереса к устному народному творчеству. Дети очень любят играть с персонажами кукольного театра, «разговаривать» с любимыми игрушками.
Эффективно использую разнообразные формы и методы работы с детьми. Учитывая огромную значимость устного народного творчества в развитии речевой активности детей, работу, провожу как во время непосредственно образовательной деятельности, так и в игровой деятельности. В разные режимные моменты использую фольклорные произведения: во время умывания, причёсывания, одевания на прогулку и даже во время дневного сна прослушиваем с детьми колыбельные песни.
В своей работе по знакомству детей с устным народным творчеством, стараюсь использовать различные технологии:
- здоровьесберегающие (подвижные народные игры, физ. мин., пальчиковые игры)
- игровые (настольно печатные игры, сюжетно –дидактические и т. д.)
- информационно – коммуникативные, они в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых фольклорных форм.
В детском саду организовано сотрудничество с местной библиотекой, сельским домом культуры и КСОШ№2 по этнокультурному воспитанию.
Большую работу по ознакомлению с устным народным творчеством провела с родителями, ведь в любом воспитании семья играет главенствующую роль. Мной оформлен родительский уголок, консультации, папки передвижки. Активно родители участвовали в конкурсах.
Для педагогов ДОО создан банк методических материалов по ознакомлению детей с устным народным творчеством, проведены консультации.
В заключении хочется сказать: ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности, развивает устную речь ребёнка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определённым нравственным нормам.