Наталья Антюшина
План работы по самообразованию «Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель – Антюшина Наталья Павловна
Группа раннего возраста
Тема: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста»
Цель: Выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества
Задачи:
1. Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;
2. Приобщить детей к русскому фольклору
Публикация «План работы по самообразованию „Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Устное народное творчество
- Устное народное творчество. Самообразование
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
3. Обогащать речь детей, формировать отношение к окружающему миру
4. Воспитывать любовь к русскому фольклору.
Литература:
1. Журналы «Дошкольное воспитание»
2. Журналы «Ребёнок в детском саду»
3. Ресурсы интернета.
4. «Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников»- Гасанова P. X. «Радуга» хрестоматия для детского сада- Юлмухаметов М. Б., ЯгафароЕ Я. Ш.
5. «Русский детский фольклор»- Мельников М. Н. Башкирское народное творчество.
6. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке : Очерки. – М. : Дет. лит., 1988.
7. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957.
8. Бударина Т. А., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. -СПБ: Детство-пресс, 2001.
9. Виноградов Д. С. Русский детский фольклор, кн. 1. – Иркутск, 1930.
10. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПБ: Детство-Пресс, 2000.
6. Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. –М. : Просвещение, 1990.
Актуальность
Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.
Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.
1. этап - теоретический
Сентябрь-октябрь
Форма работы :
1. Изучение нормативных документов по проблеме: ФГОС, Примерное комплексно –тематическое планирование к программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы.
2. Изучение методической литературы.
3. Интернет – ресурсы.
Международный образовательный портал МААМ. RU – https://www.maam.ru
Социальная сеть работников образования «Наша сеть» - https:// nsportal.ru
4. Изучение опыта работы Оскомовой Е. А. г. Снежногорска МБДОУ № 1 по теме: «Изучение речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»
2. этап - практический
Ноябрь-апрель
Форма работы :
1. Изучение статьи на тему: «Роль потешек в развитии речи ребенка».
2. Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии речи детей»
3. Создание картотеки потешек.
4. Анкетирование родителей по теме :«Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»
5. Открытое занятие педагогам ДОУ.
Практические выходы
1. Оформление сборника консультаций для родителей.
2. Оформление папки-передвижки.
3. Обобщение и интерпретация результатов анкетирования.
4. 04.04.2016 открытое занятие
3. этап - заключительный Май 2015г.
Форма работы :
Отчёт по самообразованию «Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста
Практические выходы
Отчет о проделанной работе за учебный год.
Выводы:
Проанализировав проделанную работу, пришла к выводу, что работу по изучению данной темы необходимо продолжить: особое внимание уделить развитию речи, обогатить предметно – развивающую среду, привлечь к этому родителей воспитанников.