Татьяна Жучкова
Использование устного народного творчества в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Интерес современной науки к проблемам устного народного творчества, его природе, способам обогащения очень велик. Существует прямая зависимость между использованием в процессе обучения и воспитания устного народного творчества в развитии речи детей. Велико значение русских народных сказок, шуток, потешек, пословиц, прибауток для пробуждения любви к Родине, родному языку, для нравственного и художественного воспитания детей. Тема развития речи была всегда очень важной в воспитании дошкольников. А в последние годы ее актуальность носит все более значимый характер, потому что развитие речи и мышления – это один из важных разделов педагогики, направленный на умственное развитие ребенка.
Публикация «Использование устного народного творчества в развитии речи детей» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Цель исследования:
Изучение методических аспектов обучения пересказу посредством русских народных сказок.
Объект исследования: Устное народное творчество в развитие речи детей.
Предмет исследования: Использование устного народного творчества в развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза:
Обучение пересказу будет более эффективным, если использовать в работе русские народные сказки.
Задачи исследования
Изучить психолого-педагогическую литературу по теме.
Осуществить отбор методических критериев и средств для проведения экспериментальной работы.
Разработать и провести педагогический эксперимент по теме.
Проанализировать получившиеся результаты; сформировать педагогические выводы.
Глава 1. Теоретические основы использования устного народного творчества
в развитии речи детей.
1.1. Устное народное творчество.
1.2. Сказка, как методическое средство обучения связной речи.
1.3. Пересказ, как метод развития связной монологической речи.
Глава 2. Педагогический эксперимент
2.1. Констатирующий этап
Опытная работа была проведена в городе Бор Нижегородской области, МБДОУ №8 «Жемчужинка».
Для определения уровня развития речевых навыков была отобрана группа детей в составе 20 человек, 9 мальчиков и 11 девочек. Для констатирующего эксперимента была подобрана методика- «Пересказ текста» (В. И. Яшина)
Качественно-количественный анализ данных позволяет сделать вывод о том, что у большинства детей возникают трудности при пересказе произведения: им сложно осуществить смысловую переработку текста, выделить основную мысль автора, не все достаточно полно владеют лексическими и синтаксическими средствами.
Эти данные легли в основу формирующего эксперимента.
Рисунок - График обследования по пересказу русской народной сказки «У страха глаза велики».
2.2. Формирующий этап
Цель: повышение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста за счет проведения ряда мероприятий.
Произведение для чтения и пересказа тщательно подбирались в соответствии с определёнными требованиями (хорошо выраженная последовательность действий, чёткая композиция сюжета, доступный детям словарь, включение в текст прямой речи).
Чтение русской народной сказки и игра –драматизация русской народной сказки «Лиса и козёл»
Пересказ русской народной сказки «Петух и собака».
Пересказ русской народной сказки «Колосок»
Театрализованная деятельность детей по русской народной сказки «Колосок»
Рассказывание и пересказ сказки Р. Киплинга «Слоненок»
Пересказ рассказа П. Бажова «Серебряное копытце»,
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
На протяжение всего педагогического эксперимента проводилась работа с родителями. Очень важно было убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться
их поддержкой и помощью.
Консультация «Устное народное творчество, как средство развития речи детей».
Статья «Что за прелесть эти сказки» .
Изготовление буклета «Пословицы, поговорки-жемчужины народного творчества».
Оформить альбом «Устное народное творчество или Роль фольклора в развитии детей».
Совместное творческое сотрудничество позволило сделать следующие выводы: Родительский коллектив стал главным заинтересованным лицом и помощником по приобщению детей к истокам устного народного творчества способствующей развитию личностных качеств ребенка, раскрытию его творческого потенциала средствами фольклорной игры и различных видов музыкальной деятельности.
2.3. Контрольный этап
Цель: выявления влияния разработанной системы руководства деятельностью пересказывания на повышение уровня связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Для пересказа был взят рассказ В. Бианки «Купание медвежат».
Цель методики: выявить понимание темы произведения, умение связно, логично, последовательно передавать его содержание.
Оценка результатов осуществлялась по тем же критериям, что и в констатирующем эксперименте. Обобщение результатов эксперимента, позволяет сделать следующие выводы.
Контрольный эксперимент выявил положительную динамику в развитии связной монологической речи дошкольников у шестерых детей.
Обращает на себя внимание тот факт,
что дети стали ориентироваться
в композиционном строении текста,
сохранять логику в процессе
усложнения содержания произведения,
использовать обороты авторского
текста и продуктивно оформлять высказывание. Все это свидетельствует о том, что выдвинутая нами гипотеза правомерна и получила свое подтверждение.
Вывод :
В процессе обучения пересказу литературных произведений у детей старшей группы сформировался комплекс речевых навыков в области монологической речи, словаря, грамматики, что объясняется особенностями вариативного обучения предсказыванию, которое обеспечивает речевую активность детей, осмысленность при передаче литературного образца, осознанное использование образных языковых средств, передаче собственных мыслей и развернутых речевых высказываний, обогащенных разнообразными лексическими и грамматическими категориями.
Развитие родной речи детей, овладение богатствами родного языка, составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.