Татьяна Ткаченко
Использование универсального игрового пособия В. В. Воскобовича в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках реализации грантового проекта «Равное общение» в ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат «Теремок» было приобретено универсальное игровое пособие - коврограф «Ларчик» В. В. Воскобовича. Все развивающие игры В. В. Воскобовича являются особенной, самобытной, творческой и очень доступной методикой. В основу игр заложены три основных принципа: интерес, познание, творчество.
Публикация «Использование универсального игрового пособия В, В, Воскобовича в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Коврограф «Ларчик» представляет собой игровой комплекс, удобный для использования набор развивающих пособий. Специальное ковролиновое настенное позволяет расположить на нём разнообразные яркие пособия, с помощью которых проводятся игры (по собственному сценарию или методическому пособию) : «Забавные буквы», «Забавные цифры», «Разноцветные верёвочки», «Разноцветные круги», «Разноцветные квадраты-эталоны цвета», «Буквы и цифры» и оригинальные элементы: зажимы, кармашки и др. Пособие является универсальным, так как способствует сенсомоторному развитию, развитию психических процессов, формирует элементарные математические представления, учит ребенка ориентироваться в пространстве настенной плоскости.
Включение игровых заданий коврографа в коррекционно-развивающие занятия побуждает ребенка с ОВЗ активно участвовать в процессе его выполнения, расширяет и обогащает диапазон игровых умений и навыков, повышает познавательную активность и работоспособность детей; плавно регулирует поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.
На индивидуальных и подгрупповых занятиях учитель-дефектолог использует следующие интеллектуально-развивающие игры, которые очень нравятся детям:
- «Найди и прикрепи картинку (цифру, букву)».
- «Числовая лесенка»
- «Посчитай 1-5»
- «Цветные дорожки»
- «Сделай фигуру»
- «Цветные квадраты»
- «Построй домик» и др.
В дальнейшем работа с коврографом «Ларчик» может расширяться, охватывать все больше познавательных задач. При работе с детьми с ОВЗ на первый план с учетом психофизических особенностей воспитанников выходит знакомство с окружающим миром. Дидактический материал (иллюстраций и карточки) заданий для запоминания изготовлен яркий, доступный, а наглядность расположения материала перед глазами детей позволяет им легче запоминать изучаемые понятия и представления. И, конечно же, нравится мобильность представленного материала: он может сортироваться, расставляться, меняться местами, можно дополнять и расширять любую игру или задание.
Для детей с ОВЗ особенно важным является сенсорное развитие, на основе универсального игрового пособия можно знакомить детей с формой, цветом, величиной. Сюжет задания может быть различным, основное - это проблема, (игровая ситуация, изложенная ребенку в доступной форме: больший отклик у детей вызывает введение какого-либо персонажа, которому нужна помощь, тогда задание и ход его выполнения ярче запечатлеваются в памяти ребенка. Например, наши воспитанники с удовольствием помогали белочке считать орешки; выкладывали красивые бусы для мамы, слону Лип-Липу и слоненку Ляп-Ляпу построить домики из геометрических фигур, цветные дорожки и др.
При необходимости в расширении образовательных задач в дополнение к данному комплексу можно самостоятельно изготовить дидактический материал, который будет побуждать детей к мышлению и творчеству, ведь главный ключ успеха – простота крепления материала (липучки, металлические зажимы, прозрачные кармашки). Сочетание вариативности и творчества делает все игры интересными и занимательными для детей в течение длительного периода времени.
Таким образом, применение игрового комплекта коврограф «Ларчик» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ способствует решению познавательных задач, повышает мотивацию к занятиям, учит ребенка самостоятельно и последовательно выполнять задания, расширяет его сенсорный опыт, формируют пространственные представления, развитию речи, что немаловажно в социально-коммуникативном развитии детей.
Список использованной литературы :
1. Методические рекомендации к игровому комплекту «Ларчик» и игровому комплекту «МиниЛарчик». Учебно-методич. пособие / Л. С. Вакуленко и др. - СПб. : ООО РИВ, 2016.