татьяна лемайкина
Использование ТРИЗ-технологии в воспитательно-образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. Использование ТРИЗ – технологий в развитии детей старшего
дошкольного возраста.
2 слайд. Как нам всем известно - одним из основных целевых
ориентиров Федерального Государственного стандарта
дошкольного образования является развитие творческих
способностей ребёнка.
В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах.
Публикация «Использование ТРИЗ-технологии в воспитательно-образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
3 слайд. ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских задач, как технология, подкрепленная научными исследованиями, появилась в 50-х годах 20 века. Автор - отечественный изобретатель Генрих Саулович Альтшуллер. (15.10.1926 – 24.09.1998)
Основная задача ТРИЗ – технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры.
Цель использования ТРИЗ – педагогики в детском саду – развитие качеств мышления, Гибкости, Подвижности, Системности, Диалектичности, Поисковой активности, Стремления к новизне, Развития речи, Развитие творческого воображения.
Главная задача данной методики - научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.
4 слайд. Основные методы ТРИЗ.
Метод проб и ошибок.
Метод фокальных объектов.
Морфологический анализ.
Мозговой штурм.
Метод контрольных и наводящих вопросов.
Синектика.
Системный анализ.
Метод противоречий.
Метод борьбы с психологической инерцией.
Оператор РВС.
Метод моделирования маленькими человечками.
Вепольный анализ.
Ресурсы.
Функционально-стоимостный анализ (ФСА)
5 слайд. Все перечисленные методы ТРИЗ реализуются поэтапно, в зависимости от степени подготовленности детей :
1 этап – педагог сам рассказывает и показывает, что делает (с помощью Игрушки-помощницы);
2 этап – действия взрослого дополняются детьми;
3 этап – сами дети производят действия или создают ситуации, а педагог дополняет, уточняет и расширяет представления детей;
4 этап – ребёнок самостоятельно выполняет действия по проблеме или ситуации.
6 слайд. В каких образовательных областях можно использовать элементы ТРИЗ.
- Познавательно - речевом развитии.
- Коммуникативно - личностном развитии.
- Художественно - эстетическом развитии.
- Физическом развитии.
То есть во всех образовательных областях, в играх и режимных моментах.
7 слайд. Условия создания в группе для внедрения ТРИЗ.
Доступность среды - свободный доступ воспитанников посещающих ДОУ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность предметно-пространственной среды - соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Таким образом, предметно – развивающая среда в нашей группе позволяет развить каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, интересами.
8 слайд. Усвоения детьми понятий «противоречия», «подсистемы».
Умения использовать их в жизни, рассуждать и делать выводы.
Метод решений противоречий учит дошкольника постоянно находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. К пониманию противоречий в окружающем мире подводит детей игра «Хорошо – плохо» (Например, дождь: поливает растения, освежает воздух, наполняет реки водой – хорошо; люди мокнут под дождём, грязные лужи, холодно – плохо).
Все предметы, объекты, явления, с которыми сталкивается человек в своей жизни, являются системой. Системой может быть стул, стол, игрушка, заяц, человек, болото, космос и т. д.
Все из чего состоит система (её отдельные части) можно назвать подсистемой.
Все, что окружает её и взаимодействует с ней – надсистема.
9 слайд. У каждой системы есть временная ось, то есть настоящее, прошлое и будущее.
Например, определяя прошлое стула - это «дерево», «пенек», «табурет», «стул старой конструкции» настоящее – стул, будущее - стул с пультом управления или сломанный стул.
Каждая система имеет свои:
1) Свойства (Какая?Какой)
железный нож, ледяной дом
2) Функции (для чего предназначается)
резинка – стирать
ручка – писать
еда – питать организм
Одна и та же система может выполнять разные функции:
освещать
ЛАМПОЧКА обогревать
штопать носки,
сделать поделку
Противоречия – это конфликт, возникший внутри системы.
Мы ставим детей в ситуацию, где ребенок постоянно размышляет «А что если?», «Почему?»
Дети очень легко понимают и легко решают противоречия, легко обосновывают самые невероятные и смелые решения.
Например: Игра «Хорошо - плохо» заставляет находить в одном предмете хорошее и плохое.
Солнышко светит. Это хорошо? – хорошо. А почему?. Плохо? Почему плохо? – жарко…
- Игра «Хочу – Нельзя» Я хочу гулять! Нельзя! Потому что пошел дождь.
Существуют ресурсы, которые используются при сочинении сказок.
Ресурс: объединения. Например: сказка «колобок». Изменяется содержание сказки. Все животные объединяются вместе и решают, как спасти колобка.
Ресурс: времени. Колобок катится по дорожке зимой.
Ресурс: превращения. Колобок – снежный ком.
Ресурс: количества. Колобков стало больше.
Ресурс: ускорения. Ковер-самолет.
Предлагаем детям: изменить плохой конец сказки на хороший. Результат устраивает всех детей. Лиса не съела колобка из-за того, что в тесто дети добавили «чихательный порошок».
В нашем детском саду дети часами могут сочинять и рассказывать сказки.
10 слайд. Этапы метода «маленьких человечков».
- моделирование объекта, вещества;
- моделирование процессов, происходящих с веществом;
- моделирование процессов взаимодействия двух предметов;
Твёрдое тело – бумага, жидкое тело – вода.
Бумага рвётся, вода льётся, бумага впитывает воду.
Процессы взаимодействия предметов и веществ:
«+» – соединение, «-» – разъединение, «0» - нейтральное.
11 слайд. Метод маленьких человечков.
Цель: расширение представлений о физических состояниях веществ (твердый, жидкий, газообразный); развитие воображения, моделирование.
Сущность метода в представлении о том, что все предметы состоят из множества маленьких человечков, и от того, как они себя ведут, каким подчиняются командам, зависит состояние вещества.
Человечки твердого вещества крепко держатся за руки – поэтому предмет твердый, чтобы его разделить, нужно приложить усилия. Человечки жидкого вещества стоят рядом, не держась за руки, поэтому их легко разделить. Человечки газообразного вещества очень неусидчивы. Они любят прыгать, бегать, летать.
12 слайд. Анализ проблемной ситуации.
Приходит игрушка и рассказывает: Вчера я шла по улице, вспоминала, что есть твердые человечки, есть жидкие. И вдруг вижу: калитка впереди- то откроется, то закроется … Кто же ее открывал?
Варианты ответов детей : из 19 человек 2 ответили - ветер, остальные - дверь автоматическая.
Что такое ветер? 2 ребенка дали правильный ответ. Ветер - сильная струя воздуха.
- Можно ли его увидеть, нарисовать? 7детей ответили- нет, 12 детей - да.
- По каким признакам люди узнают, что погода – ветренная? (по деревьям, листьям деревьев, костру, вертушке)
Ветер: жидкий или твердый? 9 - человек ответили - жидкий, 7-твердый. Правильный ответ - газообразный.
В своей педагогической деятельности я столкнулась с такой проблемой, что у современных дошкольников : речь плохо развита, недостаточный активный словарь, недостаточно развито воображение.
13 слайд. Самая приятная и интересная игра для детей : самим превратиться в таких человечков — жидких, твердых или газообразных.
14 слайд. Рисование человечков.
Здесь я столкнулась со сложностью: рисовать предметы с помощью человечков многим было сложно.
15 слайд. Работа с карточками.
16 слайд. МЕТОД МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ РАЗВИВАЕТ:
- познавательную активность;
- процесс углубления познания вещей, явлений и процессов;
- знакомит с элементами диалектики: анализ, синтез, совокупность…
- знакомит с формами и методами моделирования предметов, процессов,
поведения.
17 слайд. Преимущества методов ТРИЗ
- активизация познавательной деятельности детей;
- создание мотивационных установок на проявление творчества;
- создание условий для развития образовательной стороны речи детей (обогащение словарного запаса, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
- повышение эффективности овладения всеми языковыми средствами;
- формирование осознанности в построении лексико-грамматических конструкций;
- развитие гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.
Таким образом, с одной стороны – занимательная игра, с другой – развитие умственной активности ребенка через творчество.
18 слайд. Положительные стороны ТРИЗ
- У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности;
- ТРИЗ помогает формировать диаметрику логику, способствует продолжению застенчивости, радости. Маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
- ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.
Трудности, с которыми столкнулись в ходе внедрения ТРИЗ технологии.
- недостаточное финансирование для приобретения наглядных пособий с применением ТРИЗ технологий;
- дидактические игры;
- дидактические пособия (ознакомление со временем и его свойствами; природный и рукотворный мир; математического пособия по ориентировке в пространстве, по формированию у дошкольников анализу ситуаций)
- круги Луллия (система игровых заданий и упражнений).