Ксения Пыхонина
Использование ТРИЗ-технологии в речевом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование ТРИЗ-технологии в речевом развитии дошкольников
ТРИЗ — ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ
Автор — отечественный изобретатель, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер.
Начал поиски и аспекты своей программы и системы в 1945 году, но в начале он и его последователи внедряли ТРИЗ в технику, а сейчас это очень важное направление используется для развития многих технологических систем. С 1987 года ТРИЗ пришёл в детские сады.
Публикация «Использование ТРИЗ-технологии в речевом развитии дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
В современном мире существуют такие проблемы речевого развития у дошкольников : монологическая речь плохо развита; небольшой опыт рассказывания текстов; недостаточный активный словарь; дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа. Для развития речи педагоги используют в образовательном процессе ТРИЗ-технологию. Основная задача ТРИЗ – технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры.
В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей :
• снимается чувство скованности,
• преодолевается застенчивость,
• развивается воображение, речевая и общая инициатива,
• повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
Дидактические игры и упражнения
«Дидактическая игра «Веселый паровозик»
Круги Луллия
Дидактическая игра «Хорошо-плохо»
Дидактическое пособие «Домик»
«Веселый паровозик»
Это дидактическое пособие является многофункциональным и может использоваться в различных вариантах, в зависимости от образовательных целей.
Цели игры:
1. Учить самостоятельно выстраивать линию развития объектов во времени.
2. Учить распределять объекты окружающего мира на природные и рукотворные группы и объяснять основания такого деления.
3. Учить описывать объект по признаку, закреплять значение названий признаков.
Круги Луллия
Для детей младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать два круга
«Где живет?»
Цель –учить определять места обитания объектов; развитие активного и пассивного словаря
Задание: перед тобой лежат два круга с изображением животных и их места обитания, сделай так, чтобы каждое животное оказалось в своем домике.
«Кому что нужно?»
Цель – упражнять в поиске предметов, необходимых для работы людям определенных профессий
Задание: перед тобой лежат два круга с изображением людей разных профессий и орудий их труда, распредели их так, чтобы человеку каждой профессии достались свои инструменты.
«Мамы и их детеныши»
Цель – учить соотносить взрослое животное с его детенышем; развивать познавательную активность, логическое мышление, словарный запас
Задание: ребенок рассматривает на двух кругах картинки с изображением взрослых животных и их детенышей, называет их. Затем вращает нижний круг, находит маму детеныша и называет их.
Цель - выявление у объекта положительных и отрицательных сторон, расширение словарного запаса, развивать умение анализировать объект с разных сторон. (рис. 5)
Задание: - Посмотри, машина - это хорошо. Почему? (потому что она перевозит грузы, людей, ездит по дороге). Машина - это плохо. Почему? (потому что может случиться авария, сбить людей).
- Посмотри, кошка - это хорошо. Почему? (потому что она белая, усатая, любит молоко, ее можно погладить). Кошка - это плохо. Почему? (потому что она может кого-нибудь поцарапать, укусить).
- Посмотрите, зима - это хорошо. Почему? (потому что можно с горки кататься, лепить снежки, снеговиков, потому что Новый год). Зима - это плохо. Почему? (потому что холодно, можно замерзнуть, нельзя купаться).
Цель - упражнять в умении находить объекты по определенному признаку; закреплять умение классифицировать предметы по форме, цвету, размеру. Развитие речи детей, обогащение словарного запаса. (рис. 6).
Задание: В окошке двери расположена карточка с изображением признака, дети должны выбрать из общего количества карточек с объектами только те, которые обладают данным признаком, и положить по одному объекту на каждое окошко.
Итог: Дети умеют составлять логические и творческие рассказы по картинкам. Развивается творческое мышление, воображение, связная речь. Развивается способность ребенка создавать новый продукт речевой деятельности – готовый рассказ, сказку.