Яна Кривошеина
Технология альтернативной коммуникации в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ. Альбом с карточками PECS
▼ Скачать + Заказать документы
Применение в коррекционной деятельности данной системы, направлено на достижение основной цели - организации взаимодействия с детьми с ОВЗ (неговорящие дети, дети с РДА, РАС, передача им социального опыта.
Основными задачами системы являются:
формирование мотивации к общению;
совершенствование понимания речи;
развитие коммуникативных навыков;
стимулирование речевой активности.
Практическое применение данной системы в нашем детском саду позволит решить ряд вышеописанных задач, а так же достичь положительного результата при достижении главной цели.
Публикация «Технология альтернативной коммуникации в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ, Альбом с карточками PECS» размещена в разделах
- Карточки Пекс (PECS)
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» сентябрь 2018
Случаи, в которых в данный момент в нашем учреждении реализуется система альтернативной коммуникации :
Эмоциональные проблемы и нарушение контакта (РДА – 1 ребенок);
Стойкое тяжелое недоразвитие речи (моторная алалия – 1 ребенок).
Как это работает? Первоначальным и не всегда простым этапом является установление контакта с воспитанником (сложнее приходится с ребенком с РДА). После того, как контакт установлен, предстоит не менее сложная работа. Получив чёткое представление о ребёнке, переходим к 6-ти фазовому обучению по системе PECS. Обязательным действием, является поощрение. Программа PECS начинается с обучения втроем. Ребенок, который будет передавать сообщение. Педагог, который получает сообщение. Взрослый помощник (ассистент, который осознанно помогает человеку в выполнении целевой реакции (мама).
I фаза. Моторный ответ. «Как» осуществлять общение.
Конечная цель: увидев «наиболее предпочитаемый» предмет, ребёнок берёт карточку (с изображением этого предмета) и кладёт в руку педагогу.
Стратегия обучения – для того чтобы облегчить задачу быстрого упразднения подсказок, побуждение к действию даётся вне ситуации социального взаимодействия, подразумевается подсказка двух человек. Помощник, находится сзади и, не вступая с ребёнком в социальный контакт, постепенно отменяет подсказки, используя стратегию обратной последовательности, чтобы ребёнок начал самостоятельно производить необходимые действия.
II фаза. Расстояние (дистанция) и настойчивость.
Конечная цель: ребёнок подходит к своему индивидуальному альбому PECS, берёт карточку, подходит к педагогу, привлекает его внимание и кладёт карточку в руку педагога.
Стратегия обучения – формирование – это обучение новым навыкам с помощью «повышения ставок» от пробы к пробе. Формируем навык «путешествовать» на всё большие расстояния от собеседника до альбома, суть заключается в том, чтобы изменения каждый раз были достаточно заметны для педагога и незначительными для ребёнка.
III фаза. Распознавание карточек.
Конечная цель: чтобы попросить желаемый предмет, ребёнок подходит к альбому PECS, выбирает нужную карточку из нескольких имеющихся, приближается к педагогу и даёт ему карточку, либо закрепляет ее на специализированный планшет.
Стратегия обучения – представляет собой последовательность из 4 шагов:
1. Предложение педагога: он помещает 2 карточки на обложку альбома PECS и привлекает внимание ребёнка.
2. Реакция ребёнка - он выбирает 1 карточку и даёт её педагогу.
3. Результат – ребёнок получает желаемый предмет.
4. Небольшой перерыв перед следующим предложением: ребёнок кушает желаемое, либо играет с желаемым предметом. Происходит обучение «самостоятельного» навыка.
IV фаза. Структура предложения.
Конечная цель: ребёнок просит предметы, находящиеся или не находящиеся в непосредственном доступе, в форме фразы из нескольких слов, выполняя следующую последовательность действий: подходит к индивидуальному альбому PECS, достаёт карточку «Я хочу», помещает её на ленту для предложений, затем карточку с желаемым предметом, помещает на ленту, снимает ленту и приносит педагогу.
Конечная цель: ребёнок просит предметы, находящиеся или не находящиеся в непосредственном доступе, подходит к индивидуальному альбому PECS, достаёт карточку «Я хочу», карточки-определения и карточки с изображением желаемого предмета. Ребёнок использует разнообразные карточки, обозначающие свойства предметов, и комбинирует их в предложениях на ленте.
Стратегия обучения – состоит из 4-х ступеней:
1. Выкладывание предложения из 3-х карточек.
2. Из 2-х признаков выбрать нужный. Научить различать признаки.
3. Уметь самостоятельно исправлять ошибки.
4. Если самостоятельно не удаётся исправлять ошибки, проводим работу над ошибками (фаза III).
V фаза – ответ на вопрос «Что ты хочешь?».
Конечная цель: ребёнок спонтанно (инициативно) просит разнообразные предметы и отвечает на вопрос «Что ты хочешь?».
Стратегия обучения – поощрять каждый правильный ответ ребёнка, использовать «подсказку с задержкой» в процессе обучения на этом этапе.
VI фаза – Комментирование.
Конечная цель: ребёнок отвечает на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?», «Что у тебя есть?», «Что это?», «Что ты слышишь?» Спонтанно (инициативно) просит и комментирует.
Стратегия обучения – 4 ступени:
1. Продемонстрируйте, указать на правильную вводную картинку.
2. Подскажите, повторять вопрос «Что ты видишь?» и помочь выбрать ребёнку правильную вводную карточку PECS.
3. Переключитесь, предложить ребёнку выполнить другое задание.
4. Повторите, поместить вводную карточку обратно на обложку альбома и повторить вопрос.
Данная система PECS реализуется мной с ноября 2016г. в нашем детском саду.
Занятия проводятся индивидуально, с каждым ребенком. Время занятия учитывает возможности и особенности ребенка. Во время обучения педагогу следует постоянно контролировать наличие и состояние 7-ми основных категорий, ребенка с РДА, РАС:
эмоции и зрительный контакт;
коммуникация;
жесты;
звуки;
слова, звукоподражания;
понимание;
использованием предметов.
Так же следует фиксировать достижения воспитанников (детей с РДА, РАС, ТНР, ТМНР, отмечать как положительные, так и отрицательные моменты в работе с данной системой.
В работе с детьми с РДА, РАС характер занятия должен соответствовать учебному занятию; не должно быть эмоционально окрашено, эмоцией выражаем только на поощрения; в поле зрения ребенка находятся только необходимые предметы; для разгрузки включать переменки (они для каждого ребенка индивидуальны).