Наталья Денисова
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который предъявляет ряд обязательных требований к образованию детей дошкольного возраста и обеспечению равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
Основная цель дошкольного образования – дать всем детям, в том числе и детям с ОВЗ, равные стартовые возможности и обеспечить им безболезненный переход их к обучению в школе.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Федеральным государственным образовательным стандартом определены основные направления работы. Одним из этих направлений является сохранение и укрепление здоровья детей.
ФГОС ДО ставит перед дошкольным образованием ряд задач.
На первом месте стоит задача - Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе и их эмоционального благополучия).
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние десять лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
В этой связи весьма актуальным стал вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий, т. е. обеспечение такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, и способствует его укреплению.
Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.
Особое внимание следует уделить этой проблеме потому, что у детей с нарушениями речи имеются своеобразные особенности их физического и психического развития.
Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе - это оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и укрепления здоровья детей, в ходе которого необходимо:
• Создать условий, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка;
• Повысить адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
В основе использования здоровьесберегающих технологий лежит целый ряд принципов:
• принцип «Не навреди!»;
• принцип сознательности и активности;
• принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
• принцип систематичности и последовательности;
• принцип доступности и индивидуальности;
• принцип всестороннего и гармоничного развития личности;
• принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
• принцип постепенно наращивания оздоровительных воздействий;
• принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.
Проектная деятельность по использованию этих технологий предполагает участие всех субъектов образовательного процесса - не только педагогов ДОУ (воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию учителя-дефектолога и учителя-логопеда, но и родителей.
Можно выделить 3 основных вида здоровьесберегающих технологий:
• Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
• Технологии обучения здоровому образу жизни;
• Коррекционные технологии.
В коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья можно использовать самые разнообразные технологии как традиционные, так и нетрадиционные.
К традиционным технологиям относятся:
• Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, штриховка, которые благотворно влияют не только на развитие речи, но и на развитие интеллекта детей. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развития речи ребёнка. Помимо развития тонкой моторики пальцев рук эти игры оказывают благоприятное воздействие на эмоциональное состояние детей.
• Упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики, необходимые для исправления неправильного звукопроизношения. Развитие речевого дыхания и артикуляционной моторики играют большую роль в формировании правильной речи.
• Физминутки, направленные на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.
К нетрадиционным относятся:
• пескотерапия (игры с сухим и мокрым песком «Найди игрушку», «Изобрази предмет» и т. д., рисование на песке,
• Прищепочный массаж (игры с прищепками);
• Ниткография;
• Использование иппликатора Кузнецова;
• Су-Джок терапия;
• Самомассаж;
• Зрительная гимнастика;
• Кинезиологические упражнения;
• Биоэнергопластика;
• Аурикулотерапия;
• Психогимнастика;
• Релаксация;
• Логоритмика.
В последнее время значительно возрос всеобщий интерес к нетрадиционным формам, методам и средствам работы с детьми.
Одним из них является метод использования Су-Джок терапии в сочетании с логопедической и лечебно-оздоровительной работой. Су-Джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, является достаточно хорошей системой самооздоровления.
Использование Су-Джок массажеров в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения, развитию словарного запаса и грамматического строя речи способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и дает возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком.
Так же для нормализация мышечного тонуса можно применять элементы самомассажа лица и пальцев рук.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции недостатков речи, позволяют значительно повысить эффективность коррекционных занятий и оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях.
Для развития концентрации внимания, обеспечения межполушарного взаимодействия, навыков волевой регуляции, умения управлять движениями и контролировать свое поведение можно использовать зрительную гимнастику.
Кинезиологические упражнения, направленны на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.
Следующим нетрадиционным видом здоровьесберегающих технологий является биоэнергопластика.
Биоэнергопластика – это совместные движения органов речевого аппарата и кистей рук, которые активизируют интеллектуальную деятельность ребенка, попутно развивая координацию и мелкую моторику. Биоэнергетические упражнения улучшают не только речь ребенка, но также его память и внимание.
Аурикулотерапия – это система лечебного воздействия на точки ушной раковины путём массажа (надавливания, растирания) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла, в сопровождении стихов
Эффективно использовать психогимнастику: упражнения на расслабление, снятие напряжения, создание игровой ситуации, снятие эмоционального напряжения.
Следующий вид здоровьесберегающих технологий – это релаксация.
Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом.
На логоритмических занятиях проводится упражнения логоритмики, направленные на развитие двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Можно применять в работе с детьми также:
• Арттерапию;
• Сказкотерапию;
• Музыкотерапию;
• Аромотерапию под контролем врача-педиатра.
Комплексное использование в коррекционно-развивающей работе традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий способствует:
• повышению уровня речевого развития и творческих способностей детей.
• улучшению эмоционального благополучия каждого ребёнка.
• стабильности физической и умственной работоспособности во всех сезонах года.
Это позволяет:
• снизить утомляемость,
• улучшить эмоциональный настрой,
• повысить работоспособность детей дошкольного возраста,
• сохранить и укрепить их здоровье.