Галина Воскобоева
Использование технологии ТРИЗ при обучении детей правилам безопасности
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные технологии и методики дошкольного образования
Воскобоева Г. С., воспитатель
«МБДОУ Д/С № 375 г. Челябинска»
Использование технологии ТРИЗ при обучении детей
правилам безопасности.
«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,
но его надо научить ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта»
Г. С. Альтшуллер
Публикация «Использование технологии ТРИЗ при обучении детей правилам безопасности» размещена в разделах
Одной из главных задач, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является задача по укреплению физического и психического здоровья детей.
Для нас, живущих в век скоростей это особенно важно. Безопасность дошкольников на улице и дорогах зависит от знания и соблюдения ими правил дорожного движения, их дисциплинированности, а также от умения спрогнозировать и правильно оценить ситуацию. Поэтому, очень важно довести до сознания каждого ребенка то, к чему может привести нарушение правил дорожного движения и вместе с тем, сформировать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Ребенок 3-5 лет (а часто и старше) не может осознать опасности. Он не представляет автомобиль в качестве опасности, которая может нанести увечье или лишить его жизни.
Избежать такого опасного поведения можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка.
Поэтому главная задача педагогов и воспитателей детского сада доступно разъяснять правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание.
В нашем детском саду используются различные формы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Интересной находкой в нашей работе стало использование технологии ТРИЗ.
Для решения и использования задач по ТРИЗ в обеспечении безопасности детей, первоначально мы выделили основные этапы работы:
во-первых, необходимо создать условия для изучения детьми правил дорожного движения;
во-вторых, развить у детей умение ориентироваться в различной дорожной обстановке;
в-третьих, формировать у дошкольников навыки правильного поведения себя на дороге.
Суть обучения с помощью ТРИЗ заключается в том, что знания по правилам дорожного движения даются детям в виде проблемных и изобретательных задач и ситуаций. Основа в работе с детьми – это простота в подаче материала
В нашей группе живет Зебрёнок - мой верный помощник и друг ребят. Он постоянно задает детям вопросы по актуальным темам: «Наш друг - светофор», «Дорожная азбука», «В стране волшебных знаков» и т. д. С большим удовольствием Зебрё нок включается в совместную деятельность с детьми: играет в игры: «Красный, желтый, зеленый», «Угадай знак», «Верно - неверно» и т. д.
Уточняет, закрепляет, а порой спорит с детьми.
Игры, бытовые ситуации, которые окружают ребят, эта та среда, через которую дети учатся применять тризовские решения, встающих перед ним проблем по безопасности дорожного движения.
Мы считаем, что ТРИЗ способствует развитию основ безопасности.
С целью развития основных правил по безопасности дорожного движения, рекомендуем обязательные ТРИЗ – игры по возрастам :
Возраст Игры Цели
4 - 5 «Теремок» Закреплять понятия детей об объектах окружающего мира, анализируя знакомые предметы и выделяя их свойства, функции.
5 – 6 "Черное-белое»
Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
6 - 7 «Да – Нет» Научить работать с недостатком данных, классифицировать предметы, производить мыслительные действия.
Также предлагаем использовать следующие дидактические игры с использованием элементов ТРИЗ.
Игра «Найди целое и части»
Цель: учить детей определять по аналогии задание, которое необходимо выполнить, по образцу первой паре слов, учить определять какое правило имеет здесь место : целое-часть или часть-целое.
Ход:
1. В: автомобиль – колесо;
Д: самолет – (крылья, небо).
детям предлагается назвать соответствующий ответ.
2. В: светофор - цвета;
Д: дорога – (машина, внимание).
3. В: Пешеходный переход – зебра;
Д: велосипед – (руль, улица) и т. д.
Игра «Найди главное»
Предлагается система к ней несколько подсистем, из которых необходимо выбрать две подсистемы, которые являются обязательно частями данной системы. Например:
Машина – дорога, авария, внимание, дорожные знаки.
Светофор – столб, осторожность, цвета, пешеход.
Полицейский – порядок, свисток, жезл, машина, ГАИ.
Город – автомобили, толпа, здание, улица, велосипед.
Больница – врач, палаты, укол, больные, таблетки.
Игра «Что с чем связано»
Цель: учить детей находить связи между предметами, даже, если связаны не на прямую, а через посредника. Учить делать выводы, что все взаимосвязано.
Например:
Дерево – вода, (без воды дерево жить не может).
Машина – колесо (без колеса машина не поедет).
Светофор – электричество (если его нет, то светофор не работает) и т. д.
Игра «Что из чего»
Цель: учить детей разбирать любой объект на части. Называть эти части, посчитать их количество.
Ход:
Воспитатель или ребенок быстро называет предмет (объект, дети должны назвать из чего он состоит.
Усложненный вариант:
Детям предлагается сразу называть количество частей.
Например: машина – один кузов – один руль - четыре колеса, две большие фары и т. д.
Игра «Теремок»
Цель: закреплять понятия детей об объектах окружающего мира, анализируя знакомые предметы и выделяя их свойства, функции.
Учить использовать в речи краткое описание свойств предметов, выделяя в них самое главное качество.
Формировать понятие о том, что один и тот же предмет может сочетать в себе несколько признаков, функций.
Ход:
Всем игрокам раздаются предметы или карточки с изображениями. Один из игроков называется хозяином теремка. Другие же по очереди подходят к домику и просятся в него. Диалог строится на примере сказки:
- Кто в теремочке живет?
- Я, машина. А ты кто?
- А я птичка. Пусти меня к себе жить?
- Скажешь, чем на меня похожа – пущу.
Пришедший сравнивает оба предмета. Если у него это не получается, то ребята помогают ему в этом. И дальше игра продолжается, пока все «гости» не поселятся в «Теремок».
Игра «Аукцион»
Цель: познакомить (закрепить) знания детей о признаках, частях, свойствах предметов. Учить описывать предмет в определенной последовательности, выбирая и подчеркивая его лучшие качества, возможность его использования.
Ход: выбирается ребенок (вначале это может быть взрослый, который ведет аукцион. Он, выбирая предмет для аукциона, описывает его достоинства. Ребенок, который хочет купить его, должен доказать для чего этот предмет ему нужен, и чем он ему нравится.
Предмет продается тому, кто убедительнее доказал его необходимость. Предметы должны быть хорошо знакомы для ребенка. (Машина, светофор, жезл, и т. д.)
Игра «Найди пару»
Цель: учить быстро, находить близкие ассоциации к заданному слову. Воспитывать терпение. Учить, не перебивая товарищей, быть всегда готовым к ответу. Побуждать вырабатывать свои символы, которые помогают воспитателю или ведущему ребенку, что ты знаешь нужную ассоциацию.
Ход:
Дети сидят или лежат по кругу.
Ведущий предлагает найти пару – первое пришедшее в голову слово – слову, которое скажет он.
Например:
Воспитатель – дети;
Дорога – опасность,
Дорожные знаки – знания,
Жезл – человек,
Велосипед – колесо, т. д.
Игра "Черное-белое»
Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. ( Пример: «Полицейский». Хорошо – следит за соблюдением ПДД.. . Плохо – он может забрать права.. . и т. д. Здесь в качестве объектов могут быть: «Машина», «Велосипед», «Дом», «Дорожные знаки», «Пешеход» и т. д.
Игровое упражнение «Противодействия»
Воспитатель называет или показывает предметы, которые объединяют в себе выполнение двух противоположных функций. Дети называют эти функции. Например:
ребенок – строит и ломает;
машина – стоит и едет;
полицейский – ловит и отпускает;
Усложнение:
Обсудить, что хорошего и что плохого в каждом действии.
Таким образом можно отметить, что используя технологию ТРИЗ в обучении дошкольников правилам дорожного движения, у детей исчезает страх перед дорожными проблемными ситуациями, снижается фактор тревожности, а значит создается безопасная для детей обстановка на дорогах.
.