Ирина Михайлова
Использование элементов ТРИЗ-технологии в развитии речевых способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию опыт работы по теме «Использование элементов ТРИЗ в развитии речевых способностей детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования значительное место уделяется речевому развитию.
Публикация «Использование элементов ТРИЗ-технологии в развитии речевых способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания, в том числе и формирование речи, чрезвычайно важна. Необходимым условием школьной адаптации является речевая готовность, которая не только обеспечивает условие школьной программы, но и способствует становлению личности.
Очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.
Такими средствами являются инновационные технологии, используемые в дошкольном образовании. Одной из таких технологий смело можно назвать – теорию решения изобретательных задач, далее ТРИЗ.
Долгое время данная технология была не востребована, потому что новые и нетрадиционные методы этой технологии были не изучены. В настоящее время ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) занимает одно из основных мест в развитии детей дошкольного возраста. Ведь ТРИЗ, с одной стороны – занимательная игра, с другой стороны – развитие умственной активности через творчество. ТРИЗ дает свободу проявления личности и свободу слова.
Одним из показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Методы и приемы ТРИЗ - позволяют снять боязнь перед новым, неизвестным, сформировать у детей представление о жизненных и учебных проблемах не как о непреодолимых препятствиях, а как об очередных задачах, требующих решения.
Элементы и методы ТРИЗ содержат в себе значительный потенциал, позволяющий качественно изменить процесс речевого развития детей дошкольного возраста.
Научное обоснование
Вопросами исследования речи детей стали заниматься еще в 19 веке. Среди многих ученых, тех, кто внес, значимый вклад в осмысление этого вопроса выделяются представители зарубежной педагогики (Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци); русские педагоги, психологи, физиологи (Л. С. Выготский, Н. И. Красногорский, А. А. Леонтьев, В. Ф. Одоевский, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин и др).
Одной из основных задач развития речи, по мнению этих ученых (Василий Васильевич Давыдов, Михаил Николаевич Скаткин, Леонид Владимирович Занков, является развитие системного типа мышления. Они утверждают, что необходимо уделять особое внимание в речевом развитии детей дошкольного возраста использованию элементов и методов ТРИЗ-технологии.
Методика ТРИЗ была разработана писателем – фантастом Генрихом Сауловичом Альтшуллером ещё в 1987году.
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что использование элементов и методов ТРИЗ ведет к ускорению речевых способностей у детей.
Включение в организованную образовательную деятельность методов ТРИЗ, дает возможность развивать речевые способности дошкольников.
Специальные ТРИЗ – игры и логические упражнения, позволяют качественно изменить процесс речевого развития детей дошкольного возраста, помогают дошкольникам увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость.
Проблема развития речи детей дошкольного возраста актуальна в практике дошкольного образования. Поэтому я решила использовать ТРИЗ –в работе с детьми.
Системность и технологичность опыта
Работу по развитию речи детей по данной теме осуществляю на основе анализа методической и научной литературе.
Результаты мониторинга освоения детьми речевых знаний, умений и навыков показывают проблемы : в формирование словаря детей, грамматического строя речи и навыков связной речи.
Всю работу по развитию речевых способностей строю с учетом диагностических данных, в соответствии с циклограммой и расписанием занятий.
Целью моей темы по саморазвитию является : формирование развития речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения данной цели определила задачи
Наиболее важная, из которых считаю совершенствовать у детей речевые способности и развивать фантазию, воображение детей.
Работа проводится в три этапа.
Материал по данному направлению распределила с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Все участники образовательных отношений (дети, родители, педагоги) были вовлечены в мероприятия по реализации данной технологии.
Вся деятельность по данной теме внесена в циклограмму.
Составила план работы с детьми, родителями, педагогами.
В соответствии с циклограммой проводится организованная образовательная деятельность с использованием элементов ТРИЗ – технологии. Так же элементы и методы ТРИЗ – технологии, включены как часть занятий.
Использую такие методы на занятиях как, метод мозгового штурма автор Алекс Осборн – оперативный метод решения проблемы на основе творческой активности. При котором участники обсуждения предлагают, как можно больше количество вариантов решения, в том числе самых фантастических
Метод каталога (ФредирикКунце) – основан на составлении сказки из слов, выбранных наугад. Позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию, обогащать словарь, развивать фантазию.
Метод морфологического анализа автор данного метода Фриц Цвикки – эффективный метод в работе с дошкольниками для развития творческого воображения, фантазии. Суть в комбинировании разных вариантов характеристик определенному объекта при создании нового образа этого объекта. Лучше всего начинать работу со сказочных образов.
Метод фокальных объектов (Чарльз Вайтинг) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
Предлагаю детям специальные ТРИЗ – игры : «Хорошо-плохо», «Да- нет» «Черное – белое.
Дидактические игры с элементами ТРИЗ «Узнавание», «Какое бывает», «Кто о чем говорит", «Цепочка слов» (показываю ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться).
Применяю ТРИЗ – технологию не только на занятиях, но и в режимных моментах. Беседы с детьми на исторические помогают рассмотреть объект в его временном развитии, дают понять причину постоянных совершенствований.
Данную работу можно проводить и в совместной деятельности, например на прогулках. Ребенок представляет себя на месте наблюдаемого. Для полноценного речевого развития детей, я уделила внимание созданию центра речевой активности детей. С данной целью в группе создан центр речевой активности, который обеспечивает разные виды речевых способностей дошкольников и лежит в основе их самостоятельной деятельности.
Разработаны картотеки игр по ТРИЗ для речевых способностей детей старшего дошкольного возраста.
Как результат проводимой работы, дети в значительной степени преодолели чувство застенчивости, скованности «языкового барьера».
Успешность работы по внедрению элементов ТРИЗ зависит и от тесного сотрудничества с семьей. Для педагогического просвещения и повышения компетентности родителей в вопросах по данному направлению использовала разнообразные формы
Информацию об особенностях ТРИЗ довожу до сведения родителей на собраниях, в индивидуальных и тематических беседах.
Материалы по теме размещаю в папках-раскладушках, на информационном стенде, в буклетах, на сайте детского сада, что позволяет изучить содержание в домашних условиях.
Встреча на семинаре-практикуме «Развитие речи и внимания через современные образовательные технологии» дала возможность родителям получить информационно-практическую помощь по использованию элементов ТРИЗ в речевом развитии.
Активное участие родителей в педагогическом процессе, является залогом успеха полноценного развития детей.
Работа с родителями ведется в соответствии с планом, который составлен на 2 года.
Работа с педагогами
Одной из важных задач является ознакомление педагогического коллектива с инновационной технологией.
Составила план и осуществляю работу в тесном сотрудничестве с педагогами.
Знакомлю воспитателей с планом работы. Провожу консультации для воспитателей. В рамках клуба «Моя профессия – педагог» провела мастер-класс «Применение технологии ТРИЗ». На практической консультации представила вниманию педагогов «Использование морфологической таблицы на занятиях», а так же провела открытое занятие по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ. На совещании при заведующей выступила с материалом из опыта работы по теме.
Постоянная, совместная работа воспитателей помогает привести к желаемым результатам в решении задач речевых способностей дошкольников.
Результативность опыта
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что использование элементов и методов ТРИЗ способствует формированию речевых способностей.
На занятиях воспитанники получают ощущение радости и с нетерпением ждут новых встреч.
Использование ТРИЗ – технологии помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования, и предупредить появление проблем у детей в школе.
Анализ анкетирование показал, что 81% родителей интересует информация о применении ТРИЗ – технологии в развитии детей; 60% побуждает ребенка самостоятельно искать ответы на поставленные задачи; 95% положительно относятся к внедрению ТРИЗ – технологии.
Результатам работы с педагогами стали:
- теоретическая подготовка по теме к последующей деятельности с детьми;
- пополнение в речевых уголках дидактических игр ТРИЗ – технологии;
- педагоги отметили, что игры и упражнения ТРИЗ – технологии оказывают стимулирующее влияние на формирование речевых способностей.
В завершении хочется сказать, что лучшая награда педагогу – сияющие глаза детей, всегда ожидающие чуда, их быстрый изобретательский ум, уверенность в себе, а главное улучшение в речевых способностях. Во всем этом помогает использование теории решения изобретательских задач.