Рамиля Хуснутдинова
Проблемный мастер-класс «Использование игровых технологии в обучении и воспитании гиперактивных детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема: Недостаточный опыт владения воспитателями специальными приемами, методами и навыками по организации обучения и воспитания гиперактивных детей, вместе с тем увеличение количества детей, имеющих нарушения в развитии произвольных процессов.
Вводная часть.
Публикация «Проблемный мастер-класс „Использование игровых технологии в обучении и воспитании гиперактивных детей“» размещена в разделах
Здравствуйте уважаемые коллеги! В каждой группе детского сада оказываются разные дети. Есть дети, с которыми удобно работать и дети, которые создают дополнительные трудности в работе воспитателям.
Вопросы к аудитории:
- Я бы хотела, чтобы вы назвали особенности поведение детей, с которыми удобно работать? (называет каждый участник)
- А теперь, назовите особенности поведения детей, которые создают трудности в работе? (каждый участник называет)
Дополнительные вопросы:
-Правильно ли я поняла, что вы говорите о нарушении внимания (ребенок не умеет слушать и сосредоточиться, не умеет долго удерживать внимании, не слушает, когда к нему обращаются; забывчив, отвлекаем); об импульсивности (действует не подумав, эмоционально не сдержан, перебивает других, может без разрешения выйти из группы.)
-Сейчас я вам представлю более полный перечень особенностей поведения гиперактивных детей (Приложение 1, на слайде «Портрет гиперактивного ребенка»). Обратите внимание на нарушенные функции: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность и двигательная расторможенность.
-Как вы думаете, количество детей, с трудностями поведения с годами меняется?
-Обратите внимание на статистические данные. (на слайде)
Результаты исследования российских ученых показали:
-Распространенность синдрома дефицита внимания и гиперактивности среди детей школьного возраста достигают- 28%; среди мальчиков симптомы расстройства выявляются в 3 раза чаще, чем среди девочек.
Ведущая. Вспомните ситуацию из вашей практики по работе с детьми, которые создают вам определенные трудности и скажите:
- Что вы испытывали при этом? Что при этом с вами происходила?
- А почему, вы испытывали эти чувства?
Ведущая. А теперь, назовите методы и приемы, которые вы использовали при работе с детьми, которые создают вам определенные трудности? (На доске прописываем методы и приемы воспитателей)
Что вы делали для того, чтобы помочь ребенку? Ваши первые действия?
- Достаточно ли будут эти методы и способы для улучшения его состояния?
Представьте себе, что эти методы нам не помогли. Ребенок стал раздражительным, потерял интерес к занятию и перестал себя контролировать. Что же нам делать? Как помощь ребенку?
Упражнение «Скорая помощь».
Ведущая. А сейчас мы с вами попытаемся найти более эффективные приемы воздействия на детей. Для этого делимся на 4 группы и попробуем
Инструкция: Каждая группа составляет алгоритм методов и приемов взаимодействия с импульсивным ребенком детьми: 1 группа- на занятии, 2 группа-в игровой деятельности; 3-я группа-в трудовой деятельности; 4 группа – в свободной деятельности:
Вопросы для анализа:
- Что дает ребенку этот метод (записываем наиболее эффективные методы)
- Как вы считаете, возможно ли одновременно корректировать и развивать все нарушенные функции одновременно: и внимания, и усидчивости, и импульсивности.
- Все ли плохо в этом ребенке? Какие положительные качества мы можем найти и куда их направить?
Ведущая. На занятии ребенок не может одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому воспитатель может снизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха, а как следствие повысить учебную мотивацию.
Тактильный контакт т. е прикосновение ребенку в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, мешать другим детям, поможет включить внимание на задание.
Гиперактивному ребенку ребенку очень тяжело заставить себя делать то, что требуют взрослые. Поэтому желательно учить детей соблюдать определенные правила и следовать инструкции. Для этого можно использовать следующий прием. Когда воспитатель дает детям новое задание, он может попросить именно гиперактивного ребенка «озвучить» правило его выполнения. Рассказать сверстникам, как и что надо сделать.
-Скажите, пожалуйста, при каких условиях эти методы будут эффективны?
-Будут ли эти методы эффективны, если воспитатель будет действовать в одиночку? (семья, воспитатель, психолог, врач)
-Будут ли эти методы эффективно действовать, если воспитатель будет их применять от случая к случаю. (системность, последовательность)
Выводы:
-Все эти методы и приемы будут эффективны только при совместной работы воспитателей, родителей, педагога-психолога и врача;
-при создании таких условий как: единство требований, систематичность и последовательность;
-находить у ребенка положительные качества и использовать их;
- в работе с детьми использовать больше эффективные методы и приемы;
- использовать индивидуальную тактику и стратегию в игре.
Рефлексия:
- Что было для тебя важным и нужным на этом мастер-классе?
- Что используешь на практике?
Спасибо всем за совместную работу. Удачи вам!
Приложение 1
Основываясь на диагностических критериях СДВГ по классификации PSV и исследованиях Е. Гаспаровой, М. Кольцовой, В. Гарбузова, мы выделили основные признаки гиперактивного ребенка:
- чрезвычайная активность;
- отвлекаемость, невнимательность;
- импульсивность;
- неспособность доделать работу до конца;
- быстрый темп деятельности;
- бесцельная двигательная активность;
- быстрая утомляемость;
- не может дождаться своей очереди.