Наталия Баженова
Использование современных «Кейс — технологий» для социально-коммуникативного развития старших дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Кейс — технологий
Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как в последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе. Связано это с увеличением времени для просмотра кинофильмов и мультипликационных фильмов, с агрессивной и неприветливой лексикой. Современные дети каждый день впитывают в себя все больше и больше информации, которую они не успевают обработать в своей голове, разложить все по полочкам и спокойно объяснить. В то время как общительность, умение контактировать с другими людьми — необходимая составляющая самореализации ребёнка, его успешности в различных видах деятельности, важное условие нормального психологического развития личности.
Публикация «Использование современных „Кейс — технологий“ для социально-коммуникативного развития старших дошкольников,» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе.
Работая с нашими воспитанниками, приходишь к пониманию того, что путем простой передачи даже самых современных знаний, умений и навыков не сформировать такие важные социальные качества личности, как ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач. Важной чертой современного человека становится способность решать нестандартные задачи и находить нетрадиционные подходы к их решениям. И задача педагога построить так свою работу с воспитанниками, что позволит у них сформировать ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач.
И я решила попробовать внедрить в свою работу новую технологию развития воспитанников – кейс технология.
Кейс (case - англ.) - многозначное понятие, которое в данном контексте трактуется как случай, казус (от лат. - Casus, следовательно, метод кейсов (кейс-технологии) является методом, который предполагает рассмотрение предложенных случаев, жизненных или профессиональных ситуаций.
Кейс-технология опирается на совокупность следующих дидактических принципов:
1. Индивидуальный подход к каждому, учет особенностей и познавательных потребностей. В процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение.
2. Вариативность. Этот метод предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу выбора.
3. Прагматизм. При работе с кейсами восприятие направлено на поиск информации, которая позволит решить реальные проблему, ответить на вопросы.
Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы. Педагог указывает на источники получения информации и, по возможности, вмешивается в происходящее только в исключительных случаях, исправляя что-либо.
Таким образом, можно отметить, что применение кейс-технологии как инновационной социально-педагогической деятельности дает возможность педагогу действовать, не боясь негативных последствий.
Пакет кейсов по формированию социально – коммуникативного развития старших дошкольников
Кейс 1. «Знакомство»
Задачи:
-формировать культуру общения;
-способствовать приобретению опыта этикетного поведения;
-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
***
Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.
Вопросы:
• Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?
• Что они должны были сделать?
• Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?
• Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?
Кейс 2. «Благодарность», «Прощание».
Задачи:
-формировать культуру общения;
-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
***
Бабушка гостила у Даши и ее родителей целый месяц. Вот было здорово! Бабушка с Дашей все делали вместе: ходили в зоопарк, пекли пирожки, мастерили поделки. И вот пришло время уезжать. Бабушка поедет поездом домой в другой город. Мама помогает ей собирать чемодан, папа уже вызвал такси, чтобы ехать на вокзал. В комнату вбежала Даша:
- Бабушка, уже уезжаешь? Ну ладно, пока!
Внучка махнула рукой и убежала в комнату.
Вопросы:
• Как вы думаете, можно ли назвать Дашу вежливой девочкой? Почему?
• Что она сделала неправильно? Как должна была поступить Даша?
• Какие формы речевого этикета она могла использовать, чтобы поблагодарить бабушку и попрощаться с ней?
• Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации?
Кейс 3. «Разговор по телефону»
Задачи:
-закреплять знание правил и норм речевого этикета;
-продолжать формирование культуры общения;
-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни.
***
Аня звонит Маше по телефону.
- Маш, привет.
- Это не Маша. Это ее мама.
- А мне Маша нужна.
- Сейчас я ее позову.
- Маш, Это ты? Привет! Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами.
- Хорошо.
- Ну ладно, пока!
Вопросы и задание:
• Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой? Почему?
• Умеет ли Аня разговаривать по телефону?
• О каких правилах речевого этикета забыла Аня? Какие ошибки допустила?
• Предложите свой вариант разговора по телефону. Разыграйте ситуацию.
Кейс 4. «Вежливый отказ»
Задачи:
-продолжать формирование культуры общения;
-упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации;
-способствовать приобретению опыта этикетного поведения;
-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
***
Сегодня хороший солнечный день. Ребята договорились поиграть в футбол. Витю назначили вратарем. Мальчик радостно побежал домой чтобы переодеться, и взять мяч. Дверь ему открыла мама.
- Витя. А я тебя жду. Сходи, пожалуйста в магазин. У нас кончился хлеб. К обеду нет ни кусочка.
Вопросы:
• Как вы думаете, как поступит Витя?
• Какой разговор возможен с мамой?
• Что Витя скажет ребятам?
• Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты ответа.
Кейс 5. «Просьба»
Задачи:
-развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;
-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;
-упражнять в использовании этикетных формул в зависимости от ситуации.
*** У Сережи сломался велосипед. Как обидно? А ведь он договорился с ребятами завтра покататься на школьном стадионе. Что делать? «Надо просить папу», - подумал Сережа и побежал домой.
Папа только что вернулся с работы.
- Пап, привет! Отремонтируй мне велик, хорошо? – крикнул Сережа, поставил велосипед и опять убежал на улицу.
Вопросы:
• Как думаете, поможет ли папа Сереже? Почему?
• Вежливо ли обратился Сережа к папе? Какие ошибки он допустил?
• Какие формы речевого этикета не использовал Сережа в своей просьбе?
• Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты разговора с папой.
Кейс 6. «Прощение»
Задачи:
-развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;
-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;
***
Весь вечер Оля рисовала картину. Она очень старалась, потому что хотела подарить рисунок маме. Закончив работу, Оля оставила работу на столе, чтобы окончательно высохли краски. В этот момент в комнату вбежал Андрей:
- Привет, Оль! – громко сказал он и бросил на стол школьный ранец.
- Там же мой рисунок! – крикнула Оля и бросилась к столу.
- Этот, что-ли? – спросил Андрей и дернул за уголок бумаги, который виднелся из-под ранца. Уголок оторвался.
- что ты наделал! – дрожащим голосом спросила Оля и убрала ранец со стола.
Она прижала остатки рисунка к себе, а из ее глаз брызнули слезы…
Вопросы:
• Как Андрей объяснит ситуацию сестре? Как он успокоит Олю?
• Какие слова надо использовать, чтобы извиниться?
• Как бы вы поступили в данной ситуации?
На занятиях с использованием данной технологии у наших воспитанников наблюдается положительная динамика в формировании самооценки, даже самые застенчивые и робкие, боящиеся любой публичной коммуникации, как правило, становятся активными участниками и вносят свой вклад в решения, принимаемые командой, учатся выражать и обосновывать свои мысли, слушать партнёров, учатся осуществлять сотрудничество на основе эффективного и конструктивного взаимодействия, так как в процессе обучения моделируются процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия и понимания, а также осуществляются групповые и межгрупповые дискуссии.
Ценность использования кейс-технологии мы видим в том, что дети учатся находить разнообразные пути решения проблемной ситуации, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, аргументировать свою стратегию решения проблемы по отношению другим. Получают важный для их становления жизненный опыт позитивного социального взаимодействия.