Елена Киселёва
Использование схем-карточек на занятиях физкультурой с целью формирования целенаправленности и самоорганизации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере у старших дошкольников имеют качественное своеобразие:
• низкий уровень развития произвольного внимания «мешает» усвоению предложенного материала;
• несформированность техники в выполнении основных движений;
• недостаточное развитие физических качеств;
• несовершенство мелкой моторики рук.
Публикация «Использование схем-карточек на занятиях физкультурой с целью формирования целенаправленности и самоорганизации дошкольников» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Для повышения эффективности в становлении целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере во всех формах работы с детьми (на занятиях, утренней гимнастике, при организации подвижных игр и эстафет) предлагается использовать карточки-схемы со схематичным изображением общеразвивающих упражнений, основных видов движений, подвижных игр.
Работа с карточками позволяет детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам.
На физкультурных занятиях можно формировать такие качества, как умение ориентироваться в окружающей обстановке, оценивать свои физические качества развиваются при проведении физкультурных занятий по принципу круговой тренировки.
В этом случае применяются схемы на каждую станцию, где обозначено само выполнение движения и количество его повторений. Кроме того нужна общая схема последовательности переходов от станции к станции.
Эффективность и значимость таких занятий определяется высокой моторной плотностью, формированием умений и навыков, развитием физических качеств, стимулированием индивидуальных особенностей, самостоятельности.
Можно проводить физкультурное занятие как соревнование между командами. Разные карты-схемы раздаются каждому капитану команды. На карте схематично изображены спортивные снаряды или виды упражнений, последовательность выполнения движений для данной команды. Инструктор и воспитатель контролируют качество выполнения движений и выдают цветные карточки-баллы за правильно выполненное движение. Какая команда набрала больше баллов – победила.
Карточки очень помогают и при обучении основным видам движений. Если ребёнок плохо овладевает, например, прыжком в высоту или метание в цель, то ему даётся карточка с изображением последовательности техники выполнения упражнения.
Остаётся только отрегулировать при подборе упражнений для занятий, чтобы не воздействовать на одну и ту же группу мышц, что вызывает ненужную утомляемость, а распределить нагрузку на разные группы мышц и вариативно менять виды деятельности.
Карточки-схемы применяются не только на занятиях по принципу круговой тренировки, но и как приём в сюжетных, игровых занятиях, занятиях – соревнованиях, эстафетах.
Вывод: применение карточек-схем в работе инструктора по физической культуре способствует развитию у дошкольников :
• целенаправленности в двигательной деятельности
• устойчивого интереса к двигательной активности;
• развивается самостоятельность, самоконтроль и самоорганизация;
• помогает добиваться техничного выполнения упражнений по физической культуре;
Правила использования (введения карточек)
- основное движение (или игра) должны быть знакомы (на стадии закрепления и совершенствования навыка)
- карточка должна быть знакома, в одном стиле,
- перед работой со схемой педагог должен объяснить условные обозначения и принцип ее использования.
Виды схем :
- последовательность выполнения общеразвивающего упражнения,
- расстановки игроков до начала игры,
- вид спортивного оборудования,
- техника выполнения основных видов движений,
- последовательность заданий эстафеты.