Лукьянова Екатерина Николаевна
Использование потенциала разновозрастного взаимодействия детей в развитии целенаправленности и саморегуляции
▼ Скачать + Заказать документы
В последние десятилетия в отечественной педагогике появились исследования, целью которых является выявление развивающего потенциала детских разновозрастных сообществ. В разные годы этой проблемой занимались: Е. А. Вовчик-Блакитная (1988, Е. Н. Герасимова (2000, Т. Н. Доронова (1985, Н. Я. Михайленко (1987, Л. А. Парамонова (2001).
Публикация «Использование потенциала разновозрастного взаимодействия детей в развитии целенаправленности и саморегуляции» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Взаимодействие детей дошкольного возраста в процессе подвижных и спортивных игр изучали Волошина Л. Н., Курилова Т. В., Исаенко Ю. М., которые описывают задачи, принципы организации и технологию разновозрастного взаимодействия дошкольников в ходе игровых физкультурных занятий.
Актуальность формы организации двигательной деятельности детей, построенной на разновозрастном взаимодействии, имеет ряд оснований.
В ситуации ухода в прошлое игровых дворовых сообществ дети младшего дошкольного возраста лишены возможности заимствования опыта подвижных игр у старших детей. Дети не только «разучились играть», им с трудом удается освоение любой деятельности, основанной на правилах. При этом умение действовать в соответствии с правилами-алгоритмами является одним из универсальных учебных умений.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одной из важных задач физического развития является становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. В нашем учреждении для решения этой задачи мы используем разновозрастное взаимодействие детей в процессе двигательной деятельности.
Развитие целенаправленности и саморегуляции – личностное новообразование, которое означает произвольную регуляцию поведения и деятельности, способность к самоконтролю.
Целенаправленность и саморегуляция в двигательной сфере проявляется в умении:
управлять процессом движения и статики;
самостоятельно осуществлять выбор вида двигательной активности;
произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;
различать и сравнивать мышечные ощущения;
соотносить характер ощущений с характером движений.
В парциальной образовательной программе физического развития и укрепления здоровья детей «Радость движения», разработанной и реализуемой в нашем учреждении, задача становления целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере является одной из основных.
Особое место в педагогической практике занимает двигательная деятельность, построенная на взаимодействии старших детей с детьми младшего дошкольного возраста.
Цель работы – выявление потенциала разновозрастного взаимодействия детей в развитии целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Задачи:
развитие мотивации взаимодействия детей младшего и старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности;
развитие у младших дошкольников стремления к осознанному освоению физических упражнений и основных движений;
воспитание у старших дошкольников стремления к качественному выполнению физических упражнений и основных движений в процессе показа техники выполнении младшим;
освоение физических упражнений и основных движений младшими дошкольниками в процессе освоения ими двигательного и игрового опыта старших;
воспитание доброжелательности, заботливости, ответственности у старших дошкольников;
выявление наиболее эффективных видов совместной двигательной деятельности.
Разновозрастное взаимодействие приносит детям незабываемые позитивные эмоции, повышая интенсивность и качество двигательной деятельности. И в этом плане мы рассматриваем совместную двигательную деятельность детей разного возраста в ходе физкультурных занятий как новую возможность физического развития. Механизм подражания побуждает младших осваивать новые виды движений, а естественное желание старших дошкольников продемонстрировать свои умения и выступить в роли «учителя», «тренера» способствует повышению двигательной активности, качества выполнения упражнений, развитию самоконтроля и саморегуляции. Например, показывая способ выполнения упражнения, старший дошкольник оказывается в ситуации «вынужденного» самоконтроля и саморегуляции.
Замечено также, что младшие дети предпочитают «учиться» не у взрослых, а у старших детей : в семье – у братьев и сестер, в детском саду – у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе апробации вышеизложенных положений были выделены формы организации двигательной деятельности, в рамках которых разновозрастное взаимодействие осуществляется наиболее эффективно. Это оздоровительная гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, физкультурные досуги, спонтанная двигательная деятельность.
Во время проведения оздоровительной гимнастики старшие дети организуют малышей и показывают им упражнения. При этом младшие дети стремятся действовать в соответствии с показом и словесной инструкцией старшего дошкольника. Такие «минутки здоровья» организуются в утренний период времени, после прогулки или после дневного сна. Дети групп старшего дошкольного возраста сами изъявляют желание провести с малышами «зарядку» и даже следят за очередностью, так как желающие позаниматься с малышами есть всегда.
Двигательная деятельность в ходе проведения физкультурных занятий включает парные упражнения, синхронное или поочередное выполнение основных движений, подвижные, в том числе коммуникативные, игры, релаксацию и массаж в парах. При этом у детей развиваются не только двигательные умения и физические качества, но и внимание, самоконтроль кинестетических ощущений, способность выполнять движения синхронно, осуществлять двигательное взаимодействие. Во время показа или синхронного выполнения упражнений ситуационные роли «учителя» и «ученика» побуждают детей концентрироваться на качестве движений и мышечных ощущениях.
Организация разновозрастного взаимодействия дошкольников во время подвижных игр на прогулке решает задачи транслирования игрового опыта, развития способности действовать в соответствии с игровыми правилами, становления социально-значимых качеств личности. У детей развивается умение проявлять заботу и принимать помощь, «обучать» и «учиться», уступать и конструктивно отстаивать собственную точку зрения.
Взаимодействие старших дошкольников с младшими во время культурно-досуговых мероприятий создает условия для проявления способности регулировать свои действия на фоне ярких эмоциональных переживаний.
Спонтанная двигательная деятельность в разновозрастном детском сообществе предоставляет возможность самостоятельного выбора вида и способа деятельность, а также – партнера. Для каждого ребенка это своего рода тест на целенаправленность и саморегуляцию собственной двигательной деятельности в условиях «отсутствия» педагогического воздействия.
Результаты педагогических наблюдений показывают, что двигательная деятельность, построенная на разновозрастном взаимодействии детей дошкольного возраста, является эффективным средством их физического развития. Возрастает способность к саморегуляции, интерес к целенаправленной двигательной деятельности, развивается умение контролировать мышечные ощущения. Все это способствует повышению качества физического развития и укреплению здоровья детей.
Ряд полученных эффектов также подтверждает значение данной формы работы для развития саморегуляции как универсального качества личности, обеспечивающего умение ставить цели, планировать деятельность, действовать в соответствии с правилами.
Таким образом, использование разновозрастного взаимодействия детей в различных видах двигательной деятельности способствует становлению у детей целенаправленности и саморегуляции, реализации задач физического развития детей в целом. По результатам диагностики отмечена положительная динамика развития физических качеств и двигательных умений, как у младших, так и у старших дошкольников.
На наш взгляд, еще один важный эффект разновозрастного взаимодействия – положительное психоэмоциональное состояние детей, связанное с удовольствием от общения друг с другом в актуальной для них деятельности. Полноценное физическое развитие может осуществляться только в ситуации позитивного настроения ребенка, именно поэтому мы стремимся к тому, чтобы наши занятия приносили ребенку радость – радость движения!
Список литературы
1. Волошина Л. Н., Курилова Т. В., Исаенко Ю. М. Игровые физкультурные занятия в разновозрастной группе ДОУ. – М., 2013, https://www.dou59.bel31.ru/file/7dgdrg.pdf
2. Волошина Л. Н., Курилова Т. В. Парциальная программа и технология физического воспитания детей 3-7 лет «Играйте на здоровье». https://www.dou59.bel31.ru/file/7dgdrg.pdf
3. Психолого педагогические условия становления у детей старшего дошкольного возраста целенаправленности и саморегуляции собственных действий в двигательной сфере. Итоговая работа слушателя курсов повышения квалификации ГАОУ ДПО «Самарский институт повышения квалификации» Матвейкиной Е. С., г. Кинель, 2015. https://infourok.ru/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-stanovleniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-celenapravlennosti-i-samoregulyacii-sobst-420740.html
4. Бобрикова Н. П. Организация работы по социализации детей в разновозрастной группе дошкольного образовательного учреждения посредством игровой деятельности // Молодой ученый. – 2015. – №24. https://moluch.ru/archive/104/24366/
5. Компетентный педагог 21-го века. Принципы качественной педагогики. https://pedagogika-21vek.ru/wp-content/uploads/2014/05/Printsipyi-kachestvennoy-pedagogiki.pdf
6. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «ОТКРЫТИЯ»/Под редакцией Е. Г. Юдиной, М. ,2015.
7. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. И. Е. Федосовой. – М., 2015