Получи документы

Использование потенциала разновозрастного взаимодействия детей в развитии целенаправленности и саморегуляции

Лукьянова Екатерина Николаевна
Использование потенциала разновозрастного взаимодействия детей в развитии целенаправленности и саморегуляции
▼ Скачать + Заказать документы

В последние десятилетия в отечественной педагогике появились исследования, целью которых является выявление развивающего потенциала детских разновозрастных сообществ. В разные годы этой проблемой занимались: Е. А. Вовчик-Блакитная (1988, Е. Н. Герасимова (2000, Т. Н. Доронова (1985, Н. Я. Михайленко (1987, Л. А. Парамонова (2001).

Публикация «Использование потенциала разновозрастного взаимодействия детей в развитии целенаправленности и саморегуляции» размещена в разделах

Взаимодействие детей дошкольного возраста в процессе подвижных и спортивных игр изучали Волошина Л. Н., Курилова Т. В., Исаенко Ю. М., которые описывают задачи, принципы организации и технологию разновозрастного взаимодействия дошкольников в ходе игровых физкультурных занятий.

Актуальность формы организации двигательной деятельности детей, построенной на разновозрастном взаимодействии, имеет ряд оснований.

В ситуации ухода в прошлое игровых дворовых сообществ дети младшего дошкольного возраста лишены возможности заимствования опыта подвижных игр у старших детей. Дети не только «разучились играть», им с трудом удается освоение любой деятельности, основанной на правилах. При этом умение действовать в соответствии с правилами-алгоритмами является одним из универсальных учебных умений.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одной из важных задач физического развития является становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. В нашем учреждении для решения этой задачи мы используем разновозрастное взаимодействие детей в процессе двигательной деятельности.

Развитие целенаправленности и саморегуляции – личностное новообразование, которое означает произвольную регуляцию поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

Целенаправленность и саморегуляция в двигательной сфере проявляется в умении:

управлять процессом движения и статики;

самостоятельно осуществлять выбор вида двигательной активности;

произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;

различать и сравнивать мышечные ощущения;

соотносить характер ощущений с характером движений.

В парциальной образовательной программе физического развития и укрепления здоровья детей «Радость движения», разработанной и реализуемой в нашем учреждении, задача становления целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере является одной из основных.

Особое место в педагогической практике занимает двигательная деятельность, построенная на взаимодействии старших детей с детьми младшего дошкольного возраста.

Цель работы – выявление потенциала разновозрастного взаимодействия детей в развитии целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Задачи:

развитие мотивации взаимодействия детей младшего и старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности;

развитие у младших дошкольников стремления к осознанному освоению физических упражнений и основных движений;

воспитание у старших дошкольников стремления к качественному выполнению физических упражнений и основных движений в процессе показа техники выполнении младшим;

освоение физических упражнений и основных движений младшими дошкольниками в процессе освоения ими двигательного и игрового опыта старших;

воспитание доброжелательности, заботливости, ответственности у старших дошкольников;

выявление наиболее эффективных видов совместной двигательной деятельности.

Разновозрастное взаимодействие приносит детям незабываемые позитивные эмоции, повышая интенсивность и качество двигательной деятельности. И в этом плане мы рассматриваем совместную двигательную деятельность детей разного возраста в ходе физкультурных занятий как новую возможность физического развития. Механизм подражания побуждает младших осваивать новые виды движений, а естественное желание старших дошкольников продемонстрировать свои умения и выступить в роли «учителя», «тренера» способствует повышению двигательной активности, качества выполнения упражнений, развитию самоконтроля и саморегуляции. Например, показывая способ выполнения упражнения, старший дошкольник оказывается в ситуации «вынужденного» самоконтроля и саморегуляции.

Замечено также, что младшие дети предпочитают «учиться» не у взрослых, а у старших детей : в семье – у братьев и сестер, в детском саду – у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе апробации вышеизложенных положений были выделены формы организации двигательной деятельности, в рамках которых разновозрастное взаимодействие осуществляется наиболее эффективно. Это оздоровительная гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, физкультурные досуги, спонтанная двигательная деятельность.

Во время проведения оздоровительной гимнастики старшие дети организуют малышей и показывают им упражнения. При этом младшие дети стремятся действовать в соответствии с показом и словесной инструкцией старшего дошкольника. Такие «минутки здоровья» организуются в утренний период времени, после прогулки или после дневного сна. Дети групп старшего дошкольного возраста сами изъявляют желание провести с малышами «зарядку» и даже следят за очередностью, так как желающие позаниматься с малышами есть всегда.

Двигательная деятельность в ходе проведения физкультурных занятий включает парные упражнения, синхронное или поочередное выполнение основных движений, подвижные, в том числе коммуникативные, игры, релаксацию и массаж в парах. При этом у детей развиваются не только двигательные умения и физические качества, но и внимание, самоконтроль кинестетических ощущений, способность выполнять движения синхронно, осуществлять двигательное взаимодействие. Во время показа или синхронного выполнения упражнений ситуационные роли «учителя» и «ученика» побуждают детей концентрироваться на качестве движений и мышечных ощущениях.

Организация разновозрастного взаимодействия дошкольников во время подвижных игр на прогулке решает задачи транслирования игрового опыта, развития способности действовать в соответствии с игровыми правилами, становления социально-значимых качеств личности. У детей развивается умение проявлять заботу и принимать помощь, «обучать» и «учиться», уступать и конструктивно отстаивать собственную точку зрения.

Взаимодействие старших дошкольников с младшими во время культурно-досуговых мероприятий создает условия для проявления способности регулировать свои действия на фоне ярких эмоциональных переживаний.

Спонтанная двигательная деятельность в разновозрастном детском сообществе предоставляет возможность самостоятельного выбора вида и способа деятельность, а также – партнера. Для каждого ребенка это своего рода тест на целенаправленность и саморегуляцию собственной двигательной деятельности в условиях «отсутствия» педагогического воздействия.

Результаты педагогических наблюдений показывают, что двигательная деятельность, построенная на разновозрастном взаимодействии детей дошкольного возраста, является эффективным средством их физического развития. Возрастает способность к саморегуляции, интерес к целенаправленной двигательной деятельности, развивается умение контролировать мышечные ощущения. Все это способствует повышению качества физического развития и укреплению здоровья детей.

Ряд полученных эффектов также подтверждает значение данной формы работы для развития саморегуляции как универсального качества личности, обеспечивающего умение ставить цели, планировать деятельность, действовать в соответствии с правилами.

Таким образом, использование разновозрастного взаимодействия детей в различных видах двигательной деятельности способствует становлению у детей целенаправленности и саморегуляции, реализации задач физического развития детей в целом. По результатам диагностики отмечена положительная динамика развития физических качеств и двигательных умений, как у младших, так и у старших дошкольников.

На наш взгляд, еще один важный эффект разновозрастного взаимодействия – положительное психоэмоциональное состояние детей, связанное с удовольствием от общения друг с другом в актуальной для них деятельности. Полноценное физическое развитие может осуществляться только в ситуации позитивного настроения ребенка, именно поэтому мы стремимся к тому, чтобы наши занятия приносили ребенку радость – радость движения!

Список литературы

1. Волошина Л. Н., Курилова Т. В., Исаенко Ю. М. Игровые физкультурные занятия в разновозрастной группе ДОУ. – М., 2013, https://www.dou59.bel31.ru/file/7dgdrg.pdf

2. Волошина Л. Н., Курилова Т. В. Парциальная программа и технология физического воспитания детей 3-7 лет «Играйте на здоровье». https://www.dou59.bel31.ru/file/7dgdrg.pdf

3. Психолого педагогические условия становления у детей старшего дошкольного возраста целенаправленности и саморегуляции собственных действий в двигательной сфере. Итоговая работа слушателя курсов повышения квалификации ГАОУ ДПО «Самарский институт повышения квалификации» Матвейкиной Е. С., г. Кинель, 2015. https://infourok.ru/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-stanovleniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-celenapravlennosti-i-samoregulyacii-sobst-420740.html

4. Бобрикова Н. П. Организация работы по социализации детей в разновозрастной группе дошкольного образовательного учреждения посредством игровой деятельности // Молодой ученый. – 2015. – №24. https://moluch.ru/archive/104/24366/

5. Компетентный педагог 21-го века. Принципы качественной педагогики. https://pedagogika-21vek.ru/wp-content/uploads/2014/05/Printsipyi-kachestvennoy-pedagogiki.pdf

6. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «ОТКРЫТИЯ»/Под редакцией Е. Г. Юдиной, М. ,2015.

7. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. И. Е. Федосовой. – М., 2015

Публикации по теме:

«Использование мнемотаблиц в развитии памяти детей» Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте.

Использование ИКТ в познавательном развитии детей 4–7 лет Государственное бюджетное учреждение Амурской области ГБУ АО «Тындинский социальный приют для детей» Доклад на тему: «Использование.

Использование метода релаксации в развитии и воспитании детей. Ребенок посещая возрастную группу в детском саду, ежедневно получает большое количество эмоций. Радостный приход утром в детский сад, встреча.

Использование потенциала русской традиционной культуры для эстетического развития дошкольников на основе народных праздников В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня.

Использование сказки в математическом развитии детей дошкольного возраста Использование сказки в математическом развитии детей дошкольного возраста. На современном этапе разработано множество разнообразных.

Подвижная игра как средство развития целенаправленности и саморегуляции в двигательной деятельности дошкольников Н. И. Гуткина подчеркивает: «Обычно только к семи годам ребенок уже способен произвольно регулировать свое поведение и деятельность не только.

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника.

Развитие целенаправленности и саморегуляции в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста От детей можно требовать проявление сознательного выполнения движения. По этому поводу известный отечественный ученый П. Ф. Лесгафт писал:.

Тема: «Использование мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста» Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника.

Значение саморегуляции и самоконтроля в развитии ребенка-дошкольника Процесс воспитания большинство родителей воспринимает как борьбу за соответствие ребенка социальным нормам. В этой борьбе родитель постоянно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование потенциала разновозрастного взаимодействия детей в развитии целенаправленности и саморегуляции
Опубликовано: 14 ноября 2017 в 21:14
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование потенциала разновозрастного взаимодействия детей в развитии целенаправленности и саморегуляции» (включая файлы) размещена пользователем Лукьянова Екатерина Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД