Елена Вотинова
Использование карточек PECS в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование карточек PECS в работе с детьми с ОВЗ
Подготовили: учитель-логопед Е. М. Вотинова, педагог-психолог Е. С. Вотинова МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 30»
2 слайд
Счастье - это когда тебя понимают!
Коммуникация — процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
Темочки:
Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться.
3 слайд
Случаи, в которых используется дополнительная коммуникация
• Нарушение слуха
• Двигательные нарушения, создающие моторные трудности (дизартрия, анартрия, апраксия).
• Интеллектуальные проблемы
• Эмоциональные проблемы и нарушение контакта (аутизм)
• Специфические органические проблемы артикуляционных органов
• Прогрессирующие заболевания (например, мышечная дистрофия, множественный склероз).
• Приобретённые заболевания или травмы (в результате аварий или инсульта).
• Временные ограничения речевых возможностей (например, из-за трахеотомии).
4 слайд
Выбор подходящих средств дополнительной коммуникации
• учитывать сильные стороны ребёнка и особенности его развития
• оценить уровень коммуникативного развития, коммуникативные особенности и возможности ребёнка
5 слайд
Основные принципы работы по внедрению системы дополнительной коммуникации
• Принцип «от более реального к более абстрактному»
• Принцип избыточности символов
• Принцип постоянной поддержки мотивации
• Принцип функционального использования в коммуникации
6 слайд
Системы альтернативной (дополнительной) коммуникации
• Система жестов
• Использование системы
• символов
• Обучение глобальному чтению
• Система коммуникации
при помощи карточек PECS
7 слайд
Система общения при помощи обмена карточками (The picture Exchange Communication System; сокращённо - PECS) была разработана Лори А. Фрост и Энди Бонди для быстрого обучения детей с аутизмом и сопутствующими нарушениями развития целенаправленному, самостоятельно инициируемому общению.
Этапы:
l - «Как осуществить общение?»
l l - Расстояние и настойчивость
l l l – Различение карточек
l V – Структура предложения
V – Ответ на вопрос «Что ты хочешь?»
V l – Комментирование
8 слайд
Подготовительный этап
1. Определение мотивационных стимулов (круг интересов ребенка, и те предметы и действия, которые он обычно просит)
2. Подготовка материалов
9 слайд
1 этап
Цель - научить ребенка подавать коммуникативному партнеру карточку, для того, что бы получить тот предмет, который он хочет.
10 слайд
2 этап
Цель - закрепить и обобщить навык подачи карточки коммуникативному партнеру, для того, что бы получить желаемый предмет.
Шаг 1. Снять картинку с доски (папки для карточек).
Шаг 2. Постепенное увеличение расстояния между ребенком и педагогом.
Шаг 3. Постепенное увеличение расстояния между ребенком и доской.
Шаг 4. Постепенное прекращение использования подсказок.
Второй этап обучения РЕСS не прекращается никогда. То есть, для любой нововведенной карточки нужно отработать все варианты, и удостоверится в том, что ребенок может принести эту карточку в любой ситуации.
11 слайд
3 этап
Цель – различение стимулов.
Шаг 1: выбор из двух карточек (карточки желаемого предмета, и карточки предмета, который ребенок не хочет получить).
Шаг 2: выбор из двух желаемых предметов.
Когда ребенок научился правильно различать карточки и выбирать соответствующие предметы, следует увеличивать уровень сложности, и добавлять дополнительные карточки. То есть, научить ребенка выбирать из 3-х предметов, 4-х, 5-ти, и так далее.
12 слайд
Окончательный этап в обучении различения карточек - обучение ребенка выбирать необходимую карточку из коммуникационной книги.
Для этого следует снять все карточки с обложки книги, и поместить одну или две карточки высоко-мотивационных стимулов на первую страницу. И потом книгу прикрыть.
После этого следует показать ребенку один из предметов. Ребенок должен открыть книгу, достать соответствующую карточку и протянуть.
13 слайд
4 этап
Цель - усложнение реакции (учится складывать несколько карточек в предложение).
Прикрепить в нужном порядке несколько карточек на полоску со скотчем, и подать эту полоску коммуникативному партнёру.
Конечный результат: открывает книгу-> находит символ «Я хочу» -> наклеивает его на полоску -> находит изображение предмета -> наклеивает на полоску -> отрывает полоску от книги -> подходит к коммуникативному партнеру и подает эту полоску.
К концу данного этапа ребенок должен уметь использовать 20 или более различных карточек, и обращаться к различным партнерам.
14 слайд
5 этап
Цель - обучение ребенка реагировать на вопрос «Что ты хочешь?»
• педагог, держит в руках предмет, который хочет получить ребенок
• обращается к ребенку с вопросом и одновременно указывает пальцем на карточку в коммуникативной книге ребенка - на символ «Я хочу»
• ребенок берет этот символ и прикрепляет его на полоску
• добавляет карточку желаемого предмета
• протягивает полоску педагогу (просит таким образом предмет)
15 слайд
6 этап
Цель - обучить ребенка комментировать происходящие в его окружающей среде события, и таким образом привлекать внимание окружающих.
I этап: выбор соответствующих ситуаций и подготовка коммуникативной книги (оставить на поверхности только карточку : "Я вижу. " и подготовить те карточки, которые будут соответствовать предметам, которые видит ребенок).
показ нового предмета
«Что ты видишь?»
Ребенок берет карточку "Я вижу. " и карточку с изображением нового предмета
16 слайд
6 этап
II этап: обучение ребенка различению карточек "Я хочу…" и "Я вижу…".
На поверхности книги выложить эти две карточки, а также дополнительные карточки мотивационных предметов.
Ребенок должен научиться правильно составлять предложение и правильно реагировать на вопросы «Что ты хочешь?» и «Что ты видишь?».
Нужно обучить ребенка комментировать спонтанно, а не реагировать на вопрос, а также постоянно поддерживать спонтанные просьбы предметов или действий.
17 слайд
Занятиями, развивающими данные способности, могут стать
• Совместное составление этапов занятия с использованием символов.
• Совместное рассматривание картинок с обязательными комментариями взрослого (название, что с этим делают, какого цвета, формы, к какому классу объектов относится).
• Одновременное рисование (говоря об объекте, сразу символически изображаем его).
• Соотнесение объектов и картинок разной степени абстракции с написанным словом.
• Прикрепление картинок, графических изображений в самых распространённых местах.
• Составление фотоальбома про себя.
• Составление ритмических стихов с жестами и др.
18 слайд
2 фото
19 слайд
Рисунок – дети общаются
20 слайд
Список литературы:
1. Жиянова П. Л. Семейно-центрированная модель ранней помощи детям с синдромом Дауна — Москва, 2006 г.
2. Рыскина В., Лазина Е. Коммуникация с помощью картинок — «Эвричайлд» (Великобритания, 2010 г.
3. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) : руководство для педагогов — изд. Теревинф, 2011 г.
Интернет-ресурс: https://autism-aba.blogspot.com и др.