Елена Киселёва
Подвижная игра как средство развития целенаправленности и саморегуляции в двигательной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Н. И. Гуткина подчеркивает: «Обычно только к семи годам ребенок уже способен произвольно регулировать свое поведение и деятельность не только в игре. Однако это происходит только в том случае, если развитие ребенка до семи лет проходило преимущественно в игровой деятельности.
Игра – прекрасная возможность для дошкольника освоить умение ставить цель деятельности и осуществлять её саморегуляцию. В умении управлять своим поведением большую помощь дошкольникам оказывают подвижные игры. В их основе лежат правила, которые являются точкой опоры, помогая осознавать, оценивать и контролировать свои действия.
Публикация «Подвижная игра как средство развития целенаправленности и саморегуляции в двигательной деятельности дошкольников» размещена в разделах
Динамика развития игры в дошкольном возрасте идёт от игр с развёрнутой ролью и скрытым правилом к играм со скрытой ролью и развёрнутым правилом (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.)
Само игровое правило всё менее связывается с выдуманной, воображаемой ситуацией и с нереальным персонажем и всё более относится к самому ребёнку. Именно в данной прямой адресованности и заключается значение игры для развития общей произвольности в дошкольном возрасте.
Таким образом, само правило является средством осознания ребёнком своего поведения. Леонтьев А. Н. отмечал, что овладеть правилом, значит овладеть своим поведением.
Важным является то, чтобы правило не просто усвоилось ребёнком, а стало для него значимым. Очень хорошо, если перед ребё нком возникает вопрос: «Правильно ли я действую?». Педагогу необходимо, чтобы дошкольник сам захотел «действовать правильно», т. е. в соответствии с определённым на данный момент правилом.
Произвольность действий ребёнка в игре поддается тренировке, обучению, которое заключается в усвоении средств овладения своим поведением (коснуться плеча игрока, которого осалил «ловишка», выполнить действие в определённой последовательности).
Воля, такой тренировке не поддается. Ее формирование происходит в совместной жизнедеятельности ребёнка и взрослого, направленной на воспитание устойчивых мотивов и действий. Такую возможность совместного сосуществования и предоставляют подвижные игры, цель и правила которых элементарны, а их выполнение может контролироваться самими детьми.
В них детям даётся возможность проводить сравнения своих действий с поступками других детей, смотреть на себя их глазами, что облегчает управление собой и делает его осмысленным. В игре ребёнок преодолевает сиюминутные желания, трудности. Например, не смотря на страх быть пойманным, ребёнок не убегает до того, как прозвучит сигнал, позволяющий бежать. Такие игры особенно важны для дошкольников 3-5 лет, но они не теряют своего значения и для старших дошкольников, так как способствуют особенному развитию воли и произвольности.
Д. Б. Эльконин выделил два механизма влияния роли в игре на произвольность поведения ребё нка:
1- в особой мотивации игровой деятельности.
2- влияние роли на произвольность поведения ребёнка, по мнению Д. Эльконина, состоит в возможности объективации свои действий, способствующих их осознанию предметом своей игры (часовой на посту будет стоять долго в одной позе и т. д.)
Взрослый выполняет важную роль в формировании произвольности и воли дошкольника. Специфика участия взрослого в игре ребёнка заключается в том, чтобы совмещать две роли:
- организатора (ввести правило в жизнь ребёнка, помочь осознать и соблюдать его,
- участника (мотивировать игровые действия, создать значимость правила).
Если же взрослый выполняет роль «учителя и контролёра», то данная игра теряет свою привлекательность для ребёнка, становится формальным и обычным упражнением. [3].
По мнению Степанова А. А., именно в отношениях ребёнка и взрослого, в их общей жизни следует искать истоки произвольного поведения.
Важно помнить - просто эмоциональное участие взрослого в игре не обладает формирующим и развивающим эффектом, т. к. не вносит в игру ничего нового.
Методические подходы в организации подвижных игр с дошкольниками.
Детям нужно понять правила предлагаемой игры и педагогу необходимо:
• уметь коротко объяснить правила новой игры, выделяя, когда (по какому сигналу) начинает действовать водящий игрок; когда (по какому сигналу) он прекращает действовать;
- каким образом водящий игрок должен «осалить» игрока (коснуться рукой плеча);
• закрепить знание правил и задать конкретные вопросы по обозначенным правилам (когда ловишка начинает ловить игроков? - когда произнесли: раз, два, три – лови)
• контролировать выполнение правил, останавливая действие условным сигналом, например, «стоп игра» и выяснять причины нарушения правил.
Наибольшую ошибку допускают педагоги в анализе игровых действий детей, давая им просто положительную оценку.
Как следует вести педагогический анализ в подвижной игре с детьми 5-7 лет.
• После каждого проигрывания нужно спросить: ловким ли был водящий? Почему можно сказать, что он был ловкий (или неловкий?
• После проведения нескольких проигрываний необходимо провести итоговый анализ:
- какой ловишка был сегодня самым ловким? Почему так можно сказать? Похвалить самого ловкого ловишку.
- как узнать, какой игрок сегодня был самым ловким? Педагог предлагает поднять руку тем детям, которые сегодня не попались ни одному ловишке (обязательно следует выяснить точно эту ситуацию). Похвалить – молодцы – вы самые ловкие игроки (можно и поаплодировать всем вместе).
При таком педагогическом анализе у детей появляется необходимость подчинять свои желания необходимости выполнять установленные правила – иначе их или исключат из игры, или не похвалят. А овладеть умением выполнять правила, значит овладеть своим поведением (по Леонтьеву А. Н.)
Литература
1. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – Москва: Эксмо, 2003. – 512 с.
2. Смирнова, Е. О. Развитие воли и произвольности у детей дошкольного возраста. Детская психология / Е. О. Смирнова. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с.
3. Степанов А. А. Влияние игровой деятельности на развитие произвольности и осознания поведения дошкольников //Территория науки. – 2006. - № 1. – С. 162.
4. Открытый урок. 1 сентября - https://festival.1september.ru/articles/419758/