Вероника Варфоломеева
Современные технологии «Использование флеш-карточек для реализации методики Макото Шичида»
▼ Скачать + Заказать документы
Всем нам хорошо известно, что у человека два полушария – левое и правое, в левом расположены речевые центры и переработка всей поступающей в левое полушарие информации происходит с помощью словесно-знаковых систем. Правое же полушарие, в котором нет центров речи, схватывает картину мира целостно, одновременно включая в рассмотрение всю конкретную реальность. Правое полушарие действует быстро. Левое полушарие отвечает за наши способности к чтению и письму. Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству.
Публикация «Современные технологии „Использование флеш-карточек для реализации методики Макото Шичида“» размещена в разделах
Вся современная цивилизация преимущественно левополушарная. Все обучение в нашей культуре ориентировано на людей с доминирующим левым полушарием. Увы, люди в большинстве своем игнорируют неисчислимые возможности, таящиеся в правой половине мозга.
Ребенок поначалу является ярко выраженным правополушарным существом, но постепенно начинает подключаться и левое полушарие мозга и примерно с возраста двух лет к нему переходят наиболее важные функции (в первую очередь речь). В связи с этим хотелось бы сказать несколько слов о раннем обучении детей, становящемся все более модным. Родители соперничают, демонстрируя умение малышей читать, писать и считать. Бурно поощряя раннюю активность левого полушария, они буквально насилуют детей, стимулируя его деятельность, даже если этой активности нет.
Если правое полушарие успевает до победы левого накопить необходимый багаж, то все в порядке. Если нет, то левополушарный крен может "заблокировать" правый мозг, оставив навсегда психику данного человека обедненной. Ему будет труднее стать самим собой, а значит уникальным, неповторимым созданием, каковыми изначально задуманы все люди".
Так что раннее развитие детей имеет не только плюсы, но и минусы. Но этих "минусов" можно избежать, если стремиться к тому, чтобы оба полушария мозга у ребенка работали гармонично.
Для развития двух полушарий одновременно в своей работе я стала использовать такую технологию, как Флеш-карточки.
Флэш-карточки – это картинки на самые разные темы (например, цветы, транспорт, дикие животные) и хочется отметить, что в работе с флеш-карточками необходимо строго следовать методике, о которой я расскажу, иначе смысла не будет.
Каждую карточку показываем не больше 1 секунды. Оптимальный вариант — 0.5 секунд, что, конечно, нелегко, потому что нужно обязательно успеть назвать карточку. Быстрый показ важен, потому что именно при большой скорости активизируется правое полушарие мозга. А называть карточку нужно для одновременного подключения и левого полушария — так происходит синхронизация полушарий мозга. Это происходит за счет того, что изображения обрабатываются посредством правого полушария, а слова (речь) обрабатываются левым. Поэтому быстрый просмотр флеш-карточек с одновременным звуковым их сопровождением развивают оба полушария и укрепляют их связи.
Необходимо помнить, что целью флэш-карточек не являются энциклопедические знания. Одни и те же наборы карточек можно показывать не ранее, чем через 2-3 месяцев и не больше трех раз.
Размер карточки должен быть удобен для просмотра ребенком, поэтому если это печатный вариант, то чаще всего они равны размеру листа А5.
Флеш-карточка должна содержать только изображение, без слов. Флеш-карточками со словами можно обозначать названия тем.
Левое полушарие мозга работает медленно, поэтому для поглощения новой информации нужно время и, когда Вы представляете информацию слишком быстро для него, чтобы понять ее «включается» правое полушарие
Демонстрация флеш-карточек помогает тренировать функции воображения и визуализации, развивается фотографическая функция памяти ребенка.
Если Вы только начинаете – количество должно быть в среднем 60 флеш-карточек в день или меньше. Это займет около минуты, так как на просмотр одной карточки необходимо тратить не больше одной секунды. В дальнейшем количество флеш-карточек увеличивайте постепенно и доводите до такого числа, которое удобно для ребенка, т. е. все зависит от того, сколько времени он может сидеть и внимательно смотреть. При просмотре обязательно проговаривать название карточки.
В своей работе с флеш-карточками я так же начала использовать ИКТ технологии, т. е. демонстрация карточек на планшете, ноутбуке или фоторамке. В течении дня дети самостоятельно могут просматривать карточки.
Откуда пришла эта технология, которую мы исползуем, как самостоятельную? Основоположником является Макото Шичида – доктор педагогических наук, основатель «Shichida Метод». Его методика нацелена на развитие правого полушария мозга.
Доктор Шичида считает, что для гармоничного развития ребенка его нужно вести несколько иным путем, чем это принято сейчас в современном обществе. Шичида предлагает развивать в ребенке способность к запоминанию, а не вкладывать сами знания, для того чтобы в будущем ребенку было легко учиться и работать, чтобы все давалось легко и без долгих заучиваний. Вместе с феноменальной памятью к ребенку приходит способность к языкам. Он также предлагает развивать интуицию для того, чтобы в будущем ребенок мог принимать верные решения, чувствуя интуитивно, как именно следует поступить и какой путь верный. Он предлагает развивать фантазию и воображение, чтобы через них стимулировать развитие творческой личности, которая способна к искусству и принятию нестандартных решений. Помимо этого методика подразумевает отсутствие насилия при выполнении заданий и поиск подхода к своему ребенку через ласку, любовь и взаимное доверие и уважение.
Все занятия, которые доктор Шичида предлагает включить в ежедневные детские упражнения, основаны на активизации деятельности правого полушария мозга.