Елена Шуршилина
Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
Публикация «Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Основными целями ТРИЗ-образования для дошкольников являются : формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности.
Развитие творчества, воображения в разнообразной продуктивной деятельности. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируется у ребенка по мере развития его мышления. Современными психолого — педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы (А. А. Леонтьев, А. В. Запорожец, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова).
В формирование связной речи отчетливо выделяется тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем — нибудь, нужно ясно представить себе объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
Для того чтобы подрастающий человек занимался какой-либо деятельностью, в частности речевой, нужна устойчивая мотивация. Это значит, что речевые занятия должны быть интересны детям, и построены таким образом, чтобы у ребенка возникло желание активно участвовать в речевом общении.
Методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методы развития творческого воображения (РТВ) позволяют наилучшим образом (быстро и качественно) решать проблемы речевого развития.
Основной формой обучения по технологии ТРИЗ — РТВ является система творческих заданий, реализация которых позволяет достаточно быстро научить ребенка создавать какой-либо речевой творческий продукт. Играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся разговорной речи.
Методы ТРИЗ высокоэффективны, имеют чёткий алгоритм к действию, которое всегда переходит в ожидаемый результат. Так же предложенные методы универсальны и применимы в любой области педагогики.
Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения с использованием методов технологии ТРИЗ — РТВ.
Игра «Вопросы- помощники» Цель: способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам или процессам.
Наглядность: схемы типов вопросов, значки «Имя признака», предметные картинки.
Игровое действие: выбирается три карточки: 1)«тип вопроса»; 2) «имя признака», 3) картинка с изображением объекта.
Например: вопросное слово «какой», имя признака-«рельеф», объект-ёж.
Читаем вопрос: «Какой по рельефу ёж?»
Игровое действие: Составление рассказа о сказочных героях или сказочных предметах.
Материал:Карточки с изображением значков «Имя признака»; фишки с изображением значков «Имя признака»; копилка сказочных персонажей; словарик сказочных предметов.
Ход игры:В игре может участвовать от 2 до 5 игроков. Воспитатель раздаёт карточки с изображением значков «Имя признака» каждому участнику игры. Затем поочерёдно достаёт фишки с изображением значков «Имя признака» и отдаёт её игроку, у которого есть этот значок на карточке.
Первый этап игры заканчивается,когда все значки карточки закроются фишками.
Второй этап игры – это составление рассказа о сказочных героях или сказочных предметах по признакам своей игровой карты. Сказочного героя дети выбирают в копилке «Сказочные персонажи», а сказочный предмет в словарике «Сказочные предметы»(открывают его на любой странице).
Заключительный этап: самооценка и взаимооценка участников игры.
Игровое действие: Составление рассказа о сказочных героях или сказочных предметах.
.
Список литературы:
1. Сидорчук Т. А. К вопросу об использовании ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. – Пособие для воспитателей. – Ульяновск, 1991;
2. Сидорчук Т. А. Материалы семинаров 2004 – 2005 год;
3. Сидорчук Т. А., Корзун А. В. Воображаем, размышляем, творим… — Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006;
4. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Формирование навыков мышления, воображения и речи дошкольников. – Ульяновск, 2007;