Светлана Чупина
Консультация «Родителям о развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Коммуникация» в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2012г. включает в себя следующие разделы:
- формирование словаря;
- звуковая культура речи;
- грамматический строй речи;
- связная речь.
Работа по разделам образовательной области «Коммуникация» в нашем дошкольном учреждении ведётся систематически, поэтапно, интегрируется с другими образовательными областями программы.
Публикация «Консультация „Родителям о развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Несмотря на то, что педагогический коллектив детского сада прилагает максимум усилий для полноценного развития речи своих воспитанников, проблемы всё же существуют… Одной из таких проблем является недостаточный уровень развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР) : ребёнок рассказывает об увиденном, услышанном и пережитом ежедневно: о дружбе и сверстниках, о себе, об интересных прогулках и путешествиях, о праздниках и играх. Дети любят непринуждённо беседовать друг с другом, с интересом рассказывают наиболее запомнившиеся моменты из жизни. Но когда это становится учебной задачей, сразу возникает проблема: дети теряются, не могут подобрать нужные слова.
Данный факт связан, в первую очередь, с особенностями развития связной речи детей с ОНР : недостаточность предметного, глагольного словарей и словаря признаков не позволяют ребёнку подобрать нужную лексическую единицу, ограничивают ребёнка в их выборе.
Жукова Н. С. пишет о том, что наблюдается и недостаточно полное понимание текста, поскольку для понимания содержания нужен, прежде всего, определенный запас слов, знание их значений. Дети не понимают отдельные слова, вследствие этого многое из текста остается непонятным; улавливается лишь общий смысл рассказа. Таким образом, один из таких видов связной речи детей, как пересказ оказывается неполным, неточным из-за неправильного осмысления отдельных слов и связи между ними.
Смысл рассказа понимается неполно и из-за трудностей в осмыслении причинно-следственных и временных связей.
По мнению Лалаевой Р. И., нарушение последовательности всегда отражается на связности текста. Наиболее распространенный её тип
последовательность сложных соподчиненных отношений временных, пространственных, причинно-следственных связей.
К числу основных нарушений последовательности изложения относятся: пропуск; перестановка членов предложений; смешение разных рядов последовательности (когда, например, ребенок, не закончив описание какого-либо существенного свойства предмета, переходит к описанию следующего, а затем вновь возвращается к предыдущему).
Дети успешнее осуществляют полный пересказ доступного им текста, чем изложение его основного содержания.
У детей не сформировано умение адекватно развивать замысел, заложенный в зачине сообщения.
Причинами здесь являются: неумение выделить главный смысл услышанного; неумение развить, развернуть найденный смысл в полное последовательное сообщение; неумение обдумывать предстоящее высказывание в целом, выделять главное, дифференцировать, производить отбор необходимого материала, планировать логически последовательное изложение своей речи.
В грамматическом строе речи распространены ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи, в построении распространённых предложений.
В фонетическом плане дети неверно произносят несколько звуков, не различают их на слух и в произношении, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов, не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию.
В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особенности. Развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются и отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников.
Учитывая особенности формирования речи своих воспитанников, логопед и воспитатели детского сада, прежде всего, обогащают словарь детей : вводят новые слова и объясняют их значения, объединяют предметы в группы по общему признаку, подбирают синонимы к новой лексической единице, а при знакомстве с художественным произведением выделяются слова, значения которых могут быть непонятны детям и выясняют их смысл.
Работа над грамматическим строем речи ведётся параллельно в зависимости от предстоящей темы занятия по развитию связной речи. На таких занятиях мы используем игры на словообразование и словоизменение, уточняем значения предлогов и учимся точно употреблять их в речи.
Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний требует мобилизации речевых и познавательных возможностей одновременно, способствуя их совершенствованию.
Большое значение при этом имеет предварительная работа. Это активизация опыта, на основе которого будут построены рассказы. Например, перед темой «Игрушки» воспитатель ориентирует детей на действия с разными игрушками, отмечает проявление инициативы, творческой выдумки. В предварительной работе часто используются наблюдения в природе, так как нередко рассказы из опыта связаны со знаниями о явлениях природы. Часто дети рассказывают об интересных мероприятиях, которые проходят в дошкольном учреждении: как мастерили поделки на выставку, как играли сказочные роли, яркие эмоции оставляют утренники, можно рассказать об участии в кукольных спектаклях и о многом другом.
Благодаря таким наблюдениям и впечатлениям у детей пополняется запас фактического материала, повышается эмоциональная готовность делиться накопленным опытом. С каждым разом дети проявляют всё большую активность и инициативу. Учитывая это обстоятельство, целесообразно побуждать детей к более самостоятельному отбору фактов для своих выступлений. Рассказы детей становятся несколько сложнее по структуре и по грамматическому строю, в них содержится значительно больше фактического материала
Однако, какие бы усилия не прилагали педагоги, какие бы значительные изменения в речи ребёнка ни происходили на занятиях с воспитателем и учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию, создать которую способен лишь родитель. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребёнка не находят понимания, отклика, оценки у родителей. Наша задача- помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребёнка, а именно, в развитии связной речи. Получайте консультации и советы по развитию связной речи у своих воспитателей и логопеда, интересуйтесь успехами своего ребёнка, посещайте занятия, беседуйте с малышом дома и обогащайте его опыт наблюдениями, прогулками, рассматриванием различных объектов и явлений окружающей действительности.