МААМ-картинки

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитие речи посредством мнемотехники

Любовь Александровна Дивисенко
Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитие речи посредством мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы

1. Технология опыта.

Цель работы:

-формирование связной речи посредством использования мнемотехники.

Задачи:

-обучение анализу, планированию, построению, композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний,

-развитие процессов восприятия, внимания, памяти, воображения,

-развитие инициативы, самостоятельности.

Публикация «Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитие речи посредством мнемотехники» размещена в разделах

Наряду с общепринятыми методами и приёмами вполне обосновано использование оригинальных, инновационных методик, технологий, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является - мнемотехника, - эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников.

Использование мнемотехники, как системы различных приемов, обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и в конечном результате, развитие связной речи.

Основные задачи мнемотехники :1. Развитие всех видов памяти:-зрительной,-слуховой,-ассоциативной,-словесно - логической,

-отработка различных приёмов запоминания.

2. Развитие логического мышления (умение анализировать, систематизировать).

3. Развитие образного мышления (кодирование любой информации).-

4. Решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией.

5. Развитие смекалки, тренировка внимания.

6. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.

В содержание методики мнемотехники входят :

освоение методов мнемотехники на материале ознакомления с окружающим - природа, времена года, растительный и животный мир и др. ;

упражнения на развитие различных параметров внимания;

развитие образной сферы на основе восприятия: цветовая характеристика букв, умение кодировать любую информацию.

Мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам, наглядно моделируя речевые высказывания.

Для этого используем предметные картинки, опорные схемы, пиктограммы. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Мнемотаблица - это средство, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа.

Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме.

Рисунки и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей : - обогащение словарного запаса,-обучение составлению рассказов,-пересказ художественной литературы,-отгадывание и загадывание загадок,-заучивание стихов.

Этапы использования мнемотаблиц.

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминании

4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

•пересказ;•составление рассказов по картине и серии картин;•описательный рассказ;•творческий рассказ.

Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы очень важный аспект их развития.

Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана - подсказки. Значит, ребёнок может строить по ним свой рассказ.

Этапы работы со схемой-моделью:•учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками- символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать;

•самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;

•закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель.

Средства наглядного моделирования используются при обучении дошкольников :

•пересказу;

•составлению описательного рассказа о единичных предметах;

•составлению рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине;

•составлению рассказов из личного опыта;

•рассказыванию (с элементами творчества). При этом метод наглядного моделирования способствует:

-усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями);

-передачи события при помощи заместителей;

-овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины;

-определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;

-формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;

-обучению составлять рассказы-описания по картине. Использовать наглядное моделирование, представленное в виде

картинно-графического плана высказывания, можно в формировании различных видов речевой деятельности.

I. Составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин.

При составлении различных по сложности рассказов усиливается роль и значения моделирования и композиционного оформления сюжета, самостоятельного отбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка. Дети с ОНР испытывают трудности в построении сюжета, тут им на помощь приходит картинно-графический план. Он служит моделью рассказа, и ребенку, при наличии наглядной опоры остается самостоятельно подобрать лексический материал, построить предложения. Прежде, чем дать детям задание составить рассказ по серии картин, необходимо подготовительная работа: рассмотреть внимательно все картинки серии, отметить, что главное на каждой из них, определить сюжетную линию и т. д. Часто при составлении рассказа дети упускают диалоги героев, слова-признаки, характеризующие и описывающие персонажей.

II.Составление описательных рассказов по сюжетной картине.

Для рассказа по сюжетной картинке картинно-графический план

просто необходим. Ребенку трудно «сконструировать ситуацию», изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ, т. е. оформить речевым материалом схему построения высказывания: зачин - развитие событий - итог.

При составлении описательных рассказов по сюжетной картинке особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления. Существует несколько видов занятий с картинным материалом.

Остановимся на обучении рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих событий. Например, картинка «Зимние забавы».

При составлении повествовательного рассказа по этой картинке детям раздаются карточки с фрагментами картинки и предлагается им составить предложения. Затем выставляется большая картинка, дети находят на ней свои фрагменты. Предваряя появление картинно-графического плана, проводится беседа по содержанию картины, по ходу беседы выставляются опорные карточки-символы и фрагменты картины. Таким образом, составляя свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображенные на картине действия.

III.Составление описательных рассказов.

Особенно ощутимую помощь картинно-графический план оказывает в составлении описательных рассказов. Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления.

Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу.

Наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Этапы работы над стихотворением:

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

3. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.

4. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.

5. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

7. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

-строение рассказа,

-последовательность рассказа,

-лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Вывод.

Использование мнемотаблиц способствует формированию связной речи дошкольников.

В процессе разрешения специально моделируемых ситуаций дети учатся определять задачи, исходя из поставленной проблемы, планировать этапы своих действий в соответствии с задачами, находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций.

Мнемотехника воспитывает приемы запоминания и припоминания, что в свою очередь способствует развитию психических процессов, коммуникативных навыков, познавательной активности. У детей воспитывается интерес к заучиванию и рассказыванию литературных произведений.

Публикации по теме:

Формирование связной речи детей с ЗПР с помощью мнемотехники Наиболее сложная форма речевой деятельности — связная речь представляет собой развернутое изложение определенного содержания, составные.

Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Обучение детей с общим нарушением речи пересказу с использованием приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного.

Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч.1) Подготовила: Шкруднева О. Д. учитель-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 г. Шебекино Белгородской области» Большие трудности.

Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч.2) Четвёртый уровень речевого развития характеризуется остаточными проявлениями нерезко выраженного недоразвития лексики, грамматики, фонетики.

Педагогический проект «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Тема: «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников на разных возрастных этапах». [bТип проекта:[/b] практико –.

Педагогический совет по теме: «Формирование связной речи у дошкольников» Цель педсовета: • Создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства.

План работы по формированию связной речи младших дошкольников посредством театральной деятельности Все мы сталкивались с такой проблемой - уровень речевого развития многих современных дошкольников не соответствует возрастной норме. И это.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Консультация «Родителям о развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи» Образовательная область «Коммуникация» в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитие речи посредством мнемотехники
Опубликовано: 1 октября 2015 в 21:53
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитие речи посредством мнемотехники» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Александровна Дивисенко (УИ 368673) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД