Любовь Александровна Дивисенко
Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитие речи посредством мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
1. Технология опыта.
Цель работы:
-формирование связной речи посредством использования мнемотехники.
Задачи:
-обучение анализу, планированию, построению, композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний,
-развитие процессов восприятия, внимания, памяти, воображения,
-развитие инициативы, самостоятельности.
Публикация «Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитие речи посредством мнемотехники» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Наряду с общепринятыми методами и приёмами вполне обосновано использование оригинальных, инновационных методик, технологий, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является - мнемотехника, - эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников.
Использование мнемотехники, как системы различных приемов, обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и в конечном результате, развитие связной речи.
Основные задачи мнемотехники :1. Развитие всех видов памяти:-зрительной,-слуховой,-ассоциативной,-словесно - логической,
-отработка различных приёмов запоминания.
2. Развитие логического мышления (умение анализировать, систематизировать).
3. Развитие образного мышления (кодирование любой информации).-
4. Решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией.
5. Развитие смекалки, тренировка внимания.
6. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.
В содержание методики мнемотехники входят :
освоение методов мнемотехники на материале ознакомления с окружающим - природа, времена года, растительный и животный мир и др. ;
упражнения на развитие различных параметров внимания;
развитие образной сферы на основе восприятия: цветовая характеристика букв, умение кодировать любую информацию.
Мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам, наглядно моделируя речевые высказывания.
Для этого используем предметные картинки, опорные схемы, пиктограммы. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Мнемотаблица - это средство, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа.
Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме.
Рисунки и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей : - обогащение словарного запаса,-обучение составлению рассказов,-пересказ художественной литературы,-отгадывание и загадывание загадок,-заучивание стихов.
Этапы использования мнемотаблиц.
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминании
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
•пересказ;•составление рассказов по картине и серии картин;•описательный рассказ;•творческий рассказ.
Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы очень важный аспект их развития.
Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана - подсказки. Значит, ребёнок может строить по ним свой рассказ.
Этапы работы со схемой-моделью:•учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками- символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать;
•самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;
•закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель.
Средства наглядного моделирования используются при обучении дошкольников :
•пересказу;
•составлению описательного рассказа о единичных предметах;
•составлению рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине;
•составлению рассказов из личного опыта;
•рассказыванию (с элементами творчества). При этом метод наглядного моделирования способствует:
-усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями);
-передачи события при помощи заместителей;
-овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины;
-определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;
-формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;
-обучению составлять рассказы-описания по картине. Использовать наглядное моделирование, представленное в виде
картинно-графического плана высказывания, можно в формировании различных видов речевой деятельности.
I. Составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин.
При составлении различных по сложности рассказов усиливается роль и значения моделирования и композиционного оформления сюжета, самостоятельного отбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка. Дети с ОНР испытывают трудности в построении сюжета, тут им на помощь приходит картинно-графический план. Он служит моделью рассказа, и ребенку, при наличии наглядной опоры остается самостоятельно подобрать лексический материал, построить предложения. Прежде, чем дать детям задание составить рассказ по серии картин, необходимо подготовительная работа: рассмотреть внимательно все картинки серии, отметить, что главное на каждой из них, определить сюжетную линию и т. д. Часто при составлении рассказа дети упускают диалоги героев, слова-признаки, характеризующие и описывающие персонажей.
II.Составление описательных рассказов по сюжетной картине.
Для рассказа по сюжетной картинке картинно-графический план
просто необходим. Ребенку трудно «сконструировать ситуацию», изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ, т. е. оформить речевым материалом схему построения высказывания: зачин - развитие событий - итог.
При составлении описательных рассказов по сюжетной картинке особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления. Существует несколько видов занятий с картинным материалом.
Остановимся на обучении рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих событий. Например, картинка «Зимние забавы».
При составлении повествовательного рассказа по этой картинке детям раздаются карточки с фрагментами картинки и предлагается им составить предложения. Затем выставляется большая картинка, дети находят на ней свои фрагменты. Предваряя появление картинно-графического плана, проводится беседа по содержанию картины, по ходу беседы выставляются опорные карточки-символы и фрагменты картины. Таким образом, составляя свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображенные на картине действия.
III.Составление описательных рассказов.
Особенно ощутимую помощь картинно-графический план оказывает в составлении описательных рассказов. Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления.
Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу.
Наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Этапы работы над стихотворением:
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
3. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
4. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
5. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
7. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
-строение рассказа,
-последовательность рассказа,
-лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Вывод.
Использование мнемотаблиц способствует формированию связной речи дошкольников.
В процессе разрешения специально моделируемых ситуаций дети учатся определять задачи, исходя из поставленной проблемы, планировать этапы своих действий в соответствии с задачами, находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций.
Мнемотехника воспитывает приемы запоминания и припоминания, что в свою очередь способствует развитию психических процессов, коммуникативных навыков, познавательной активности. У детей воспитывается интерес к заучиванию и рассказыванию литературных произведений.