татьяна мариненкова
Использование мнемотехники в обучении речи детей с ОНР при формировании навыков безопасности жизнедеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю в логопедической группе. Эту группу посещают дети с общим недоразвитием речи. Дети не могут последовательно высказывать свои мысли, правильно строить предложения, связно составлять рассказ из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, услышанным. У детей нарушена мелкая моторика, недостаточно развиты слуховое и зрительное внимание, логическое мышление. Со всеми детьми в группе проводится коррекционная работа.
Публикация «Использование мнемотехники в обучении речи детей с ОНР при формировании навыков безопасности жизнедеятельности» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Учитывая особую значимость работы в данном направлении и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, я решила знакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности, проводя при этом коррекционную работу.
Для того чтобы построить свою работу правильно, в определенной системе, я провела педагогическую диагностику. Результаты диагностики показали, что у детей недостаточно знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни.
Опыт показывает, что формирование у детей старшего возраста представлений по основным разделам программы основ безопасности жизнедеятельности, развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления, связной речи, устойчивого интереса к обучению в целом не может поддерживаться без новой, свежей идеи.
В своей работе я решила использовать коллажи и мнемотаблицы, направленные на овладение способами запоминания. С их помощью у ребенка можно развить кругозор, уменьшить утомляемость, предупредить неврозы.
Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить их связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. Овладение развернутой монологической речью – это наибольшая трудность для детей с ОНР, а коллажи и мнемотаблицы как раз и способствуют расширению словарного запаса, развивают связную речь, зрительное внимание, память и логическое мышление.
Основное назначение коллажа – объединить все объекты, изображенные на нем, в единый, интересный и познавательный сюжет. Работа с коллажем полезна тем, что ребенок наглядно видит сюжет и по нему составляет рассказ.
Работу с коллажем строю в следующей последовательности:
. Расширяю представления детей по предложенной мною теме. Формирую сознательное отношение к соблюдению правил безопасного поведения и здоровому образу жизни при обсуждении ситуаций из жизни, из личного опыта, из знакомых сказок.
. Выставляю коллаж по данной теме. Даю сжатую информацию по содержанию данного коллажа, задаю дополнительные вопросы и задания.
. Предлагаю ребенку с помощью коллажа самостоятельно составить рассказ по соответствующей теме.
Мнемотаблицу составляю вместе с детьми. Работу с мнемотаблицей строю в следующей последовательности:
. Расширяю представления детей по предложенной мною теме. Формирую сознательное отношение к соблюдению правил безопасности жизнедеятельности при обсуждении ситуаций из жизни, из личного опыта, из знакомых сказок.
. Раздаю каждому ребенку заготовку для мнемотаблицы. Вместе с детьми, опираясь на полученные знания, заполняем клетки, рисуем знаковые символы (кодируем текст).
. Предлагаю ребенку с помощью мнемотаблицы самостоятельно составить рассказ по соответствующей теме.
. Задание усложняю: прошу закрыть таблицу со знаковыми символами. Даю чистую заготовку и предлагаю нарисовать то, что запомнили.
. После выполнения задания каждый проверяет свою память.
Данные коллажи, мнемотаблицы помогают закрепить у ребенка обобщенное представление по выбранной теме, формируют умение устанавливать причинно-следственные связи, упражняют в умении составлять связный рассказ, развивают психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление. Работа с коллажем, мнемотаблицей всегда связана с инициативой, творчеством, протекает эмоционально. В дальнейшем, коллаж, мнемотаблицу помещаю на панно, где дети самостоятельно их рассматривают.
Проводя работу с коллажами и мнемотаблицами, я отметила, что у детей появился интерес к овладению основами безопасности жизнедеятельности. В своей речи дети больше употребляют сложных предложений, научились обобщать, улучшился грамматический строй речи, лучше стала монологическая речь, ответы на вопросы стали грамотнее. Эта работа плодотворна и я буду продолжать ее. Использование коллажей и мнемотаблиц позволит сформировать у детей основы безопасности жизнедеятельности : дети овладеют навыками правильно вести себя в опасных ситуациях; научатся понимать, что здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни.
Целью данной работы является обучение связной речи детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
Достижение цели определялось решением следующих задач:
. Составление коллажей, мнемотаблиц о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни с целью развития слухового и зрительного внимания, памяти, связной речи, логического мышления, устойчивого интереса к обучению в целом.
. Оценка эффективности использования метода мнемотехники с целью развития связной речи и эффективного усвоения детьми навыков безопасного поведения и здорового образа жизни.
В период 2013 – 2014 годов в группе проводилась промежуточная и итоговая педагогическая диагностика для выявления индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, степени продвижения дошкольников в обучении связной речи и овладении навыками основ безопасности жизнедеятельности.
Для выявления у воспитанников уровня представлений по основам безопасности жизнедеятельности я использовала разработанные мною диагностические листы. Для выявления уровня речевого развития использована диагностика педагогического процесса автора - составителя Н. В. Верещагиной. Педагогическая диагностика осуществляется с использованием методов систематического наблюдения, бесед, организации специальной игровой деятельности, получение ответов на поставленные задачи через педагогические ситуации, анализируется продукт детской деятельности.
Цель педагогической диагностики: выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка, уровень развития связной речи и уровень развития навыков безопасного поведения и здорового образа жизни.
Основная задача педагогической диагностики: выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и составить коллажи, мнемотаблицы о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни с целью развития слухового и зрительного внимания, памяти, связной речи, логического мышления, устойчивого интереса к обучению в целом.
Методы получения результатов педагогической диагностики:
. Наблюдение за ребенком в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов.
. Индивидуальные, подгрупповые, групповые беседы, составление рассказов по
образцу, схемам, сюжетным картинам.
. Диагностические ситуации, игровые задания.
. Анализ продуктов детской деятельности.
Критерии уровня развития:
(по Н. В. Верещагиной)
- Низкий уровень (1-2 баллов) – ребенок не может выполнить предложенные задания, ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания.
- Средний уровень (3-4 балла) – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого.
- Высокий уровень (4,1-5 баллов) – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.
Данные педагогической диагностики показывают, что в начале года у детей имеются затруднения по таким разделам безопасности, как «Ребенок дома. Ребенок и другие люди», «Здоровье человека. Эмоциональное благополучие», «Ребенок на улице».
Детальный анализ результатов показал, что не все дети способны сознательно относиться к соблюдению правил безопасного поведения при контакте с незнакомым человеком на улице, дома. У детей слабо сформирована культура поведения в природе, слабые представления об устройстве тела человека, о функциях отдельных органов. Дети не могут правильно описать реально опасные ситуации на дороге, на остановке, в транспорте, во дворе.
Фразовая речь при обсуждении ситуаций из жизни, из знакомых сказок не содержательна. Дети затрудняются связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. У детей недостаточно развито воображение, внимание, мышление. Отслеживаются затруднения при составлении описательного рассказа о предмете, составлении рассказа по картине, по серии картин.
Таким образом, для улучшения показателей необходима целенаправленная работа по выполнению образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. В. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Планируя дальнейшую совместную деятельность, я решила знакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности, проводя при этом коррекционную работу
Исходя из данных педагогических наблюдений к концу учебного года установлено, что % детей с высоким уровнем и -26,8% и с уровнем, соответствующим возрасту,- 65,6% значительно вырос и составил 92,4%
Анализируемые навыки основ безопасности жизнедеятельности
. Ребенок дома. Ребенок и другие люди
. Ребенок и природа
. Здоровье человека. Эмоциональное благополучие
. Ребенок на улице
Данные педагогической диагностики показывают, что в начале года дети затрудняются составлять рассказ по плану, по образцу о предмете, по сюжетной картине, по набору картин. При пересказе небольших текстов допускают нарушения временной последовательности изложения, пропускают смысловые связки. Не все дети могут определить место звука в слове. Вызывает затруднение подбор нескольких прилагательных к существительному, замена слова другим словом со сходным значением. По демонстрации действий и по картине составляют в основном предложения из 2-3 слов.
Для дальнейшей коррекционной работы были запланированы дополнительные технологии по развитию речевого общения детей. Результаты педагогической диагностики показали, что к концу учебного года процент детей с высоким уровнем 30,8% и с уровнем, соответствующим возрасту, - 59% значительно вырос и составил 89,8%
Это показатель правильно выбранной системы работы.
Заключение
Педагогическая диагностика, проводимая в начале и в конце учебного года в группе с ОНР старшего дошкольного возраста, позволяет сделать вывод, что разработанная и включенная в педагогический процесс система работы с коллажами и мнемотаблицами показала высокую заинтересованность воспитанников к овладению навыками основ безопасности жизнедеятельности.
Дети научились обобщать, улучшились зрительное внимание, память, логическое мышление, грамматический строй речи. Воспитанники стали более раскованными, уверенными в себе, пытаются решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи, соблюдают общепринятые нормы поведения в на улице, в детском саду. Дети усвоили, что здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни.