марина митрофанова
Использование мнемотехники в развитии коммуникативной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. Чистая, правильная речь одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое. В коммуникативной деятельности детей существуют множество проблем:
Публикация «Использование мнемотехники в развитии коммуникативной деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
- скудная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.
Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование не речевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания, а также скованность и замкнутость в общении. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают предметы, явления, факты, события, близкие их жизненному опыту. Я считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас. Ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли. Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”слова К. Д. Ушинского. Проанализировав работы Т. В. Большевой (коллаж, Т. В. Воробьевой, (сенсорно-графические схемы) В. П. Глухова, (блоки-квадраты) Л. Н. Ефименковой (схемы составления рассказа, Т. А. Ткаченко (предметно -схематические модели) можно выделить следующие подходы в работе с технологией мнемотехника :
системный - технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;
личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;
деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;
диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;
культурологический - ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;
информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;
аксиологический - образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект- субъектное взаимодействие с детьми.
Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:
принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;
принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
Новизна данной технологии заключается в интеграции – целостности образовательного процесса, обеспечивающаяся взаимодействием всех образовательных областей. С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта учитывается комплексно-тематический принцип работы с мнемотехникой, который позволяет объединить комплекс различных видов детской деятельности. Мой акцент в работе с мнемотехникой – коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста, эффективное использование для обогащения словаря, развития связной речи, отгадывании и составлении загадок, при заучивании стихотворений. Суть работы мнемотехники заключается в следующих этапах:
рассматривание таблицы, дорожки, схемы и разбор того, что на них изображено;
перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;
пересказ, составление рассказа по заданной теме – отработка метода запоминания;
зарисовка мнемотаблиц и дорожек с детьми старшего дошкольного возраста;
рассказывание и запоминание по схемам, дорожкам, таблицам, созданными детьми.
Мнемотехника может успешно использоваться педагогами дошкольных организаций, родителями для подготовки детей к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка, помогает совершенствовать такие психические процессы, как память, воображение, логическое мышление, а самое главное умение свободно общаться со сверстниками и взрослыми.