Кристина Амбарцумян
Использование плоскостных головоломок как средства развития аналитико-синтетической деятельности у детей ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время во всем мире особую актуальность приобретает вопрос качественного обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста разной нозологической группы в том числе и по отношению к воспитанникам с задержкой психического развития.
Данная категория дошкольников привлекает особое внимание специалистов и педагогов по причине их увеличения из года в год. Кроме того, дошкольное детство — период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с ЗПР [1, с. 144].
Публикация «Использование плоскостных головоломок как средства развития аналитико-синтетической деятельности у детей ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В психологических исследованиях подчеркивается «пограничность» интеллектуальной недостаточности этих детей, которая в первую очередь сказывается в специфике и недоразвитии аналитико-синтетической деятельности, что наиболее ярко проявляется в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, когда эти процессы начинают выполнять важное значение в связи с переходом к систематическому обучению [2, с. 64].
Недостаточное развитие аналитико-синтетической деятельности у детей с ЗПР может стать причиной возникновения сложностей в развитии речи у дошкольников данной категории [3, с. 369].
Необходимо отметить, что в отличие от детей с умственной отсталостью, аналитико-синтетическая деятельность детей с ЗПР в целом поддается корректировке. Но дети с задержкой психического развития сами спонтанно не могут встать на нормотипичный онтогенетический путь развития - им требуется своевременная комплексная коррекционно-педагогическая помощь.
Современное дошкольное образование требует от специалистов и педагогов использование современных технологий, методов и приемов. Педагоги-практики находятся на этапе поиска средств, позволяющих добиться положительных результатов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР. В данном случае особую актуальность приобретает возможность использования комплекса дидактических игр и упражнений на основе плоскостных головоломок, разработанных Красноуховым. Разработанный нами комплекс на основе плоскостной головоломки «Складушки» из игрового набора «Мир головоломок» учитывает этапы развития аналитико-синтетической деятельности в работе с дошкольниками с ЗПР и является пропедевтическим этапом для перехода деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья к сложной интеллектуальной деятельности – собственно головоломке, требующей большей концентрации и произвольности внимания, логического мышления.
Эффективность использования плоскостных головоломок в игровой форме для развития аналитико-синтетической деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР определяется тем, что в основе таких игр находится выполнение логических операций и действий, мыслительная задача, которую необходимо решить. Кроме того, деятельность детей ЗПР с головоломками вызывает у них большую заинтересованность. Это значит, что дети данной категории, в деятельности с головоломками, будут проявлять усидчивость, лучше концентрировать внимание, прилагать усилия для решения мыслительной задачи, будут стремиться к проявлению самостоятельности и инициативности.