Смоленкова Ольга Владимировна
Средства развития мелкой моторики рук у детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Своевременное и всестороннее развитие мелкой моторики детских рук - чрезвычайно важный аспект работы с детьми дома и в ДОУ. Каждый родитель обязан знать, что детская мелкая моторика - это природная способность к выполнению ловких и четких движений кистями и пальцами. Развивая мелкую моторику, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Невозможно научиться держать ложку, застегивать пуговицы, писать, шнуровать, пользоваться ножницами и выполнять еще миллион разных действий, которых мы даже не замечаем, без виртуозного владения руками. Мало того, благодаря современной науке мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения родным языком. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Публикация «Средства развития мелкой моторики рук у детей 2–3 лет» размещена в разделах
Значение развития мелкой моторики очень велико :
1. Повышает тонус коры головного мозга.
2. Развивает речевые центры коры головного мозга.
3. Стимулирует развитие речи ребенка.
4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.
6. Развивает чувство ритма и координацию движений.
7. Подготавливает руку к письму.
8. Поднимает настроение ребенка.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении. Для этого использовала комплекс игр и упражнений, пальчиковые игры, изобразительную деятельность, массаж рук, и многое др., все это обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая ЛИЧНОСТЬ.
Перечисленные виды детской деятельности используются в
ежедневной работе с детьми, так как эпизодическая деятельность не может
дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата
возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и
координации движений пальцев рук регулярной, используя игровые
упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах:
Продуктивная деятельность;
Индивидуальная работа;
Самостоятельная деятельность;
Прогулка;
Утренняя гимнастика;
Самообслуживание.
Так же важно помнить: личностные отношения взрослого и ребенка должны строится на основе доверия, взаимопонимания доброжелательности (ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях);
только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат;
занятие — это игра,овладение новой информацией должно приносить детям радость, быть интересным процессом;
игра должна быть доведена до конца (даже если вызывала затруднения);
хвалить ребенка.
Один из старейших и эффективнейших способов развития координации движений рук, сохранивший популярность по сей день, — пальчиковые игры. В ходе простой, постепенно усложняющейся игры в детском мозге закладывается фундамент умственного развития, что впоследствии окажет влияние на память и внимание малыша, его способность логически мыслить. Ребенок с недостаточно развитой моторикой пальцев не только имеет проблемы с речью — он может отставать и в психомоторном развитии.
«Ёжик маленький»
Ежик маленький замерз и в клубок свернулся. (крепко сжать шарик ладонью)
Солнце ежика согрело,
Ежик развернулся. (открыть ладонь и показать шарик)
Массаж ладоней и пальчиков рук оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Ребристая игольчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение.
Гладь мои ладошки, еж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить!
Я хочу с тобой поладить!
Детский фольклор дает возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить к народной поэзии. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.
Рисование способствует развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков. Рисование способствует развитию зрительно-двигательной координации, совершенствуется мелкая моторика кисти и пальцев рук.
Зернышки для цыплят (Рисование пальчиками)
Рисовать крупами это не только весело и увлекательно для ребенка, но и очень полезно для развития его мелкой моторики, а следовательно и речи, мыслительных процессов. Это благоприятно сказывается так же и на психике ребенка -как и любое игровое взаимодействие с природным материалом.
Рисование на манке
«Зайка прыг, скок» рисовать на крупе пальчиком линии; рисовать следы от лап пальцами, сложенными щепоткой.
Шнуровки - развивают мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, творческие способности, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева», развитию речи.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ШНУРОЧКИ»
Пуговицы – открывают массу возможностей для развития умения сравнивать предметы по цвету и величине. Развивают у детей репродуктивное и творческое воображение, память, творческие способности, зрительно – моторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук.
Очень полезны для развития мелкой моторики игры с крупами. Для игр подойдут макароны,горох, чечевица, фасоль разных видов, манка и др. Как играть: дайте ребенку различные ложечки, вилку, стаканчики, баночки, тарелочки. Пусть он: пересыпает ложкой горох из одного стаканчика в другой. Попробует сделать это вилкой. Объясните ему, почему у него не получилось.
Насыпает горох в бутылочку с узким горлышком. Насыпает крупу в стаканчик через воронку. Попробует насыпать горох в глубокую и плоскую (можно взять игрушечную) тарелку.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОРТИРУЕМ МАКАРОНЫ»
Ребенок всегда с большим удовольствием играет с водой. Организация игр с водой преследует следующие задачи: физическое развитие ребенка, развитие мелкой моторики, зрительной координации;
Знакомство детей с особенностями окружающей среды, в игровой форме изучаем свойства воды - вода мокрая, прозрачная, поэтому их ручки видны сквозь воду; развивается познавательная деятельность, обогащается словарный запас. Вода способствует снятию напряжения, негативных эмоций, развитию интереса детей к совместным играм, общению в коллективе, закаливанию детей.
ИГРЫ С ВОДОЙ «ДОСТАНЬ, ЧТО СКАЖУ»,«РЫБАЛКА»
Конструкторы и наборы строительных материалов - эти игрушки способствуют интеллектуальному развитию детей, формированию способностей к техническому творчеству, развивают моторику рук, создают в воображении ребенка некие идеалы цветов и форм.
Возраст от 2 до 3 лет – это период активного знакомства с окружающим миром, овладения речью, предметные действия, продуктивная деятельность и творческое начало. Конструирование из строительного материала позволяет создавать простые постройки: дорожки, домики, башенки и пр., развивая координацию движений, обогащая словарный запас.
Игры с игрушками – вкладышами, пирамидки. Ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям дети развивают мелкую моторику пальцев рук, а также знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами.
В 2–3 года малыш уже способен справляться с застежками-липучками, крупными пуговицами, проталкивать предметы в отверстия, разбирать и собирать пирамидки, строить башни из кубиков, рисовать, лепить куличики, откручивать крышки
Чем разнообразнее игры и занятия ребенка, тем более разносторонним будет развитие его рук и пальчиков. Это не значит, что нужно покупать ему как можно больше игрушек, — в любом доме легко найдется множество подходящих для этой цели предметов.
Бизиборд - это очень увлекательное и интересное пособие для детей! Надолго привлекает внимание ребенка. Игры у бизиборда являются хорошим средством релаксации. Ребенок с удовольствием может долго и спокойно играть
Пирамидки - способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь -учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».