Елена Мосина
Использование нейропсихологических приемов в коррекционно–развивающей работе учителя-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
Самая приемлемая форма для занятий дошкольного возраста – это игра. Игра является ведущей деятельностью. Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений - игр имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.
Публикация «Использование нейропсихологических приемов в коррекционно–развивающей работе учителя-дефектолога» размещена в разделах
Использование нейропсихологических приемов в коррекционно – развивающей работе учителя дефектолога. У детей с особыми образовательными потребностями отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы. При умственных нагрузках повышенная утомляемость и истощаемость центральной нервной системы, что приводит не только к неустойчивости внимания, но и к раздражительности, беспокойству и негативному поведению. У большинства детей отмечается несформированность межполушарного взаимодействия от глубинных уровней и до мозолистого тела. При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. Такое разделение функций обеспечивает взаимную дополняемость работы полушарий. Это необходимое условие для успешности любого вида деятельности. Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка.
Нейропсихология - это наука, изучающая психические процессы, происходящие в головном мозге. Нейропсихологические игры относят к одной из наиболее эффективных методик помощи детям с различными видами
нарушений. Её особенность заключается в том, что она позволяетбезмедикаментозно воздействовать на дисфункции. Помимо этого, нейропсихологические игры показаны детям, если у них имеются:
-задержка психического развития
-задержка речевого развития
-нарушения психомоторного развития
-синдром дефицита внимания и двигательной активности
-проблемы с памятью
-проблемы с учебой и др.
Тактильно-кинестические игры положительно влияют на состояние ребёнка и позволяют устранить последствия нарушений.
Принципы занятий с использованием нейропсихологических игр :
- Коррекционный
- Эмоционально-реабилитационный
- Стимулирующий
В своей работе учителя – дефектолога я использую нейропсихологические упражнения.
Первым блоком программы развития межполушарного взаимодействия является блок "Движение" – через комплексы специальных игр и упражнений, дети как бы проходят сначала двигательное развитие ребенка от младенчества до раннего возраста.
Комплекс упражнений Проводится как индивидуально, так и малой группой.
Упражнение на дыхание
Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки вдоль тела. На счет от 1 до 6 идет медленный вдох носом, руки при этом поднимаются вверх вдоль тела, скользя по полу. На счет от 1 до 6 идет медленный выдох через рот, руки опускаются в исходное положение, но поверху. Повторяем 3 раза.
Второй блок – "Моторика" – развитие моторики ребенка по нескольким кинезиологическим программам, позволяющим активизировать межполушарное взаимодействие, достигая при регулярности занятий синхронизации работы полушарий.
Подробнее с кинезиологическим программами можно познакомиться в книге А. Л. Сиротюк "Обучение детей с учетом психофизиологии".
Третий блок представлен кинезиологическими упражнениями из программы "Гимнастика мозга», дополненными игровыми и соревновательными моментами, специально подобранной музыкой, ритмическими стихами и текстами.
Нейропсихологические игры полезны как для развития ребенка, так и для его социальной адаптации. Благодаря использованию на индивидуальных и подгрупповых занятиях нейропсихологических приемов, в организме происходят положительные структурные изменения, которые способствуют развитию силы, равновесия, подвижности, пластичность нервных процессов осуществляемых на более высоком уровне.
Таким образом, использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, двигательных, речевых, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность дефектологам более качественно вести свою работу.