Ильвира Гильмулина
Использование моделей при ознакомлении дошкольников с миром природы
▼ Скачать + Заказать документы
Моделирование - это наглядно - практический метод обучения дошкольников, который позволяет абстрагировать знания. Моделирование своим объектом имеет модели. Модель - это любой образ, мысленный или условный, какого либо процесса или явления, используемых в качестве его заместителя (заместитель реальных предметов).
Публикация «Использование моделей при ознакомлении дошкольников с миром природы» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Особенности и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства объекта. Использования моделирования в экологическом образовании детей, диктует тем, что природные явления многообразны и трудны для понимания дошкольника. ( например: пугливый и скрытый образ жизни животных, цикличность сезонных изменений в природе, поэтому возникает необходимость их моделирования. Этот метод доступен с раннего возраста. Действенность моделирования доступно дошкольникам и доказано психологами. Оно определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип - замещения. Реальный предмет и объект, может быть замещен в деятельности детей в изображениях, знаках.
В дошкольном образовании используют 3 вида модели :
1. Предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, связанных между собой. В этом случае модель аналогичная предмету воспроизводит его главные части, конструктивные особенности, пропорции, соотношение частей в пространстве (модель бабочки, предметная модель - глобус земли.
2. Предметно - схематические модели : содержат предметное и схематическое изображение, модель покровительственной окраске цвета (как приспособились животные к нашим условиям с лета на зиму).
3. Графически - схематическая модель : образцами модели служат календари наблюдений
за птицами, рыбами и погодой.
Общие методические требования использования модели.
1) Для того чтобы разработать модель, надо точно определить её содержание, которое должны освоить дети. Чтобы не было модели ради модели.
2) Модели - это заместители реального предмета, она не может быть единственным средством познания. Поэтому модель хороша только тогда, когда у детей богатый сенсорный опыт. До тех пор пока не познакомили с реальным объектом, модель вводить нельзя. Особенно модель, фиксирующая отдельные признаки.
3) Модель требует от детей сформированности интеллектуальных операций:
а - умение анализировать
б - абстрагирование (выделить от других)
в - опредмечивание, найти в картинках
г - обобщение
д - умение использовать модель как средство получения информации.
4) Знакомить детей с моделью надо по пути выявления аналогии, с реальным объектом, поставить растение и карточку положить рядом.
5) Вводить модель надо начинать с сенсорных, предметно-схематических. При этом использовать приём наложения реального на модель. При освоении каждого нового содержания надо возвращаться к предметной модели.
6) Первоначально модель должна создаваться взрослым. Дети подключаются к собиранию целого из элементов.
7) Надо обеспечить деятельность каждого ребёнка с элементами модели (модель выставляем в уголок природы).
8) Модель, которую создаём должна быть полуфункциональной.
Одно из направлений, раздела развитие экологических представлений в младшей группе - развитие познавательных и творческих способностей. В младшей группе эта задача решается через овладение детьми действиями замещения объектов природы (воды, земли, диких и домашних животных). В процессе ухода за растениями используют условные обозначения воды и земли для запоминания потребности растений и обозначения уголка для игр с водой.
В средней группе развитие познавательных и творческих способностей решается теми же путями, что и в младшем дошкольном возрасте, и проходит поэтапно: от овладения действиями замещения к действиям использования моделей времени года и времени суток. Дети изображают собственные варианты условных обозначений объектов и явлений природы на тонированных листах бумаги; участвуют в совместном обсуждении оптимального условного обозначения; изображают то или иное условное обозначение на секторах диаграммы. Учатся обозначать изменения, происходящие в их жизни в разное время года с помощью круговой диаграммы (пространственно-временной модели); заполняют сектора диаграммы условными обозначениями в соответствии с сезонами.
В старшей группе развитие интеллектуальных и творческих способностей происходит через овладение действиями наглядного моделирования. К пяти годам дети, в основном, овладевают действием замещения. Они способны самостоятельно придумывать большее количество условных обозначений. Помимо этого, они активно осваивают действия использования, а затем и построения моделей. Модели экосистем дают представление о неразрывной взаимосвязи всего живого и неживого на Земле, роли человека в сохранении экологического равновесия на планете.
Самостоятельное построение детьми различных моделей в середине и в конце года способствует развитию их творческих способностей, зарождению и реализации собственных замыслов при создании фантастических "живых миров». Дети используют или придумывают условные обозначения для живой и неживой природы, растений и животных используют модель взаимосвязи растений, животных и условий жизни в лесу для составления собственных рассказов. Выделяют и обозначают наиболее существенный фактор неживой природы, влияющий на жизнь растений и животных в водоеме (вода, придумывают условное обозначение водоема, строят модель взаимосвязи растений, животных и условий жизни в водоеме для составления собственных рассказов. На основе определения взаимосвязей внутри экосистем с помощью «готовых» моделей, делают вывод о том, что в каждой экосистеме созданы особые благоприятные условия для жизни растений и животных.
В подготовительной к школе группе познавательные и творческие способности развиваются в процессе овладения действиями использования, а затем и построения моделей, отображающих связь животного и растительного мира различных природных зон Земли с условиями жизни в них. Дети знакомятся с флорой и фауной природных зон Земли (тундры, тайги, пустыни и др., узнают о влиянии условий неживой природы на образ жизни растения и животных.
Эта работа происходит в различных ситуациях сотрудничества детей с педагогами и родителями: на прогулках, экскурсиях в музей, зоопарк и ботанический сад; в процессе экспериментирования и наблюдений за объектами живой и неживой природы, ухода за обитателями живого уголка; в ходе проигрывания ситуаций, требующих сопереживания и сочувствия животным и растениям, а также при чтении произведений детской литературы, просмотре видеоматериалов и т. д.
Дети выбирают условные обозначения света, тепла и воды, характерные для данных мест и прикрепляют их на соответствующем месте глобуса. Выделяют условия жизни, характерные для разных природных зон и обозначают их значками ( Крайний Север: воды много, света мало, земля бедная, температура низкая).
Младшая группа: условные обозначения воды и земли, мест обитания: дерево и дом, круговая диаграмма времен суток.
Средняя группа: условные обозначения явлений, объектов живой и неживой природы, круговая диаграмма смены времен года, круговая диаграмма времен суток.
Старшая группа: условные обозначения объектов живой и неживой природы, растений, животных, человека, видоизменений всех частей растений, условий жизни (свет, тепло, вода, почва, круговая диаграмма смены времен года, стадии развития рыб, птиц, человека, условные обозначения свойств воздуха, магнита.
Подготовительная группа: условные обозначения условий жизни (много-достаточно- мало воды, света; богатая - хорошая -бедная земля; высокая -средняя -низкая температура); одно- и двусторонние стрелки; квадраты белого, зеленого, оранжевого, желтого, светло-зеленого цветов, обозначающие зоны Крайнего Севера, тайги и смешанных лесов, степей или саванн, пустынь, джунглей.