наталья федорова
«Радость общения с красотой». консультация для педагогов ДОУ по ознакомлению дошкольников с миром природы
▼ Скачать + Заказать документы
«Радость общения с красотой»
консультация для педагогов ДОУ
по ознакомлению дошкольников с миром природы
Природа своим разнообразием,красочностью и динамичностью привлекает детей,вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы,полученные в детстве,запоминаются на всю жизнь.
Публикация «„Радость общения с красотой“, консультация для педагогов ДОУ по ознакомлению дошкольников с миром природы» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Одна из задач воспитания состоит в том,чтобы дать дошкольникам возможность почувствовать многообразие форм,красок,звуков в природе.
Наш детский сад расположен рядом с парком. Такое сходство помогает формировать представление о растениях поселка,а также воспитывать бережное отношение к природе.
Каждое знакомство с природой мы стремимся превратить в уголок развития детского творчества. Своим разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка,вызывает его удивление,желание больше узнать.
Как только земля освобождалась от снега, предлагала детям поискать зеленую травку. Говорила им,что земля проснулась после зимнего сна. С наступлением тепла приносили дерн с первыми весенними цветами – хохлатками, которые сажали на участке детского сада. Уже при первой встрече с весенними цветами напоминала детям о бережном отношении к ним, о том, что не нужно их рвать, топтать. Цветы будут радовать своей красотой других людей.
С большим интересом знакомились дети с цветком мать – и – мачеха, рассматривали большие листья и слушали рассказ В. Берестова :
«Этот яркий желтый цветок на светлом мохнатом стебельке появляется весной вместе с подснежниками. Он так торопится, что не успевает выпустить листья. Он даже не знает, какие они. А цветет он там, где земля потревожена, изранена, обнажена. Цветет на откосах, цветет на покрытых углем и шлаком насыпях, цветет около ям и в самих ямах. Весело желтеет на грудах выброшенной земли.
- Мать – и – мачеха расцвела! – радуются люди.
- Кого они так называют? – удивляется цветок. – Наверное, землю, на которой я расту. Для меня она мать, а для других - мачеха.
Но вот проходит время цветов и наступает пара больших зеленых листьев. С изнанки они мягкие, светлые, бархатистые, потрешь о щеку – и станет тепло.
- Это мать, - говорят люди.
Зато снаружи листья твердые, скользкие, приложишь к щеке – почувствуешь холод.
- Это мачеха, - объясняют люди.
Но листьям мать – и – мачехи все равно как их называют. У них слишком много забот. Как крепкие зеленые щиты, спешат они покрыть,заслонить собой землю. А своей изнанкой, своей теплой материнской стороной они прижимаются к земле и шепчут ей:
- Мы с тобой, земля. Ты снова зеленеешь.»
Осторожно срезали листочек и прикладывали его к щеке. Дети убеждались в достоверности сказанных слов. Рассказывала, что с давних пор люди стали использовать мать – и – мачеху как лекарство от кашля. Листья ее сушат, потом делают отвары.
Во время первой экскурсии в парк разрешала детям побегать, поиграть, насладиться красотой природы. Тут же напоминала,что нельзя без надобности рвать цветы и траву. Когда ребята отдохнули прочитала им стихи Л. Куклина «Какого цвета луг» и предложила ответить на вопрос.
«На большом листе бумаги
Ты рисуешь дом с трубой,
Ярко – красной краской флаги,
Небо – краской голубой.
Желтой краской - поле летом,
Белой – парус на волне.
Ну, а луг – какого цвета?
Можешь ты ответить мне?»
Все дети отвечали, что зеленого.
- А так ли это? Почему вы решили, что луг зеленый?
Выслушав ответы детей, прочитала им рассказ М. Пришвина «Золотой луг»,
в котором он называется зеленым, желтым, золотым. Спросила: «Почему М. Пришвин назвал луг золотым?»
Напомнила,что одуванчик – лекарственное растение, в медицине используют его листья и корни для лечения кашля, улучшения аппетита.
Вспомнили стихи Е. Серовой «Одуванчик»
«Носит одуванчик
желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
в беленькое платьице,
легкое, воздушное
ветерку послушное.»
Потом вместе с детьми придумывали интересные истории и сказки об одуванчике.
Прочитав стихи:
«Если в майский день пришел ты,
Чуть с полей сбежал снежок, -
Ты увидишь желтый, желтый
Ослепительный лужок…»
Задавала вопрос :«От чего пожелтел луг?» И дети сразу вспоминали желтые цветы одуванчика и мать – и – мачехи. А потом все вместе искали цветы желтого цвета, с которыми дети были незнакомы. Это лютики. Рассматривая цветок рассказывала детям, что называется он так, потому-что ядовитый (лютый, злой)
Постепенно я знакомила детей с ромашками, белым и розовым клевером,тысячелистником, колокольчиком.
Теперь дети легко отгадывали загадку :
«Мы по ковру идем с тобой,
Его никто не ткал.
Лежит у речки голубой,
И желт, и синь, и ал.» (луг)
Без особого затруднения ребята могли объяснить, почему луг желтый, почему синий, алый. А может ли луг быть белым?Вспоминаликакие цветы на лугу белого цвета (ромашка, белый клевер, тысячелистник)
Детям очень нравились путешествия в мир растений. Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим на лугу, в лесу в разную погоду, в разное время года, я учила ребят не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.