Елена Майорова
Проект «Использование народных подвижных игр при ознакомлении дошкольников с культурой Чувашии»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческая работа
Тема проекта : «Использование народных подвижных игр при ознакомлении дошкольников с культурой Чувашии»
Выполнила: Майорова Елена Александровна, воспитатель
МБДОУ Воротынский детский сад №6 «Золотой ключик»
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Использование народных подвижных игр при ознакомлении дошкольников с культурой Чувашии“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Чувашия. Чувашская Республика
- Чувашские народные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливают огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивных государственных документах: "Законе об образовании", "Концепции государственной национальной политики", "Концепции модернизации структуры содержания российского образования до 2010 года".
Наша страна относится к поликультурным сообществам. Поликультурное воспитание– это ознакомление детей с культурными традициями, обычаями других наций и народностей. Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости.
Реализация второй части (часть, формируемая участниками образовательного процесса) основной общеобразовательной программы дошкольного образования, предусматривает знакомство детей с чувашской народной культурой через познавательные занятия, беседы: «Народы Республики Чувашии», «Жители Чувашии», «О природе и жизни людей в Чувашии», чтение художественной литературы, создание национального уголка, подвижные игры Чувашии.
Народные подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребёнка. Такие игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста. Народная игра несёт символическую информацию о прошлом, передаёт традиции, свойственные менталитету народа соответствует детской природе, удовлетворяет потребность ребёнка в познании и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности. Так как в нашем детском саду есть дети таких национальностей как: чуваши, татары- эта тема для меня актуальна.
Цель проекта :
-приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию республики, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям;
-формировать интерес к истории культуры, желание изучать культуру коренных народов;
-воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта народов Чувашии.
-формировать у детей интерес и ценностное отношение к чувашским народным играм через физическое воспитание.
Задачи:
-изучить этнографическую, этнопедагогическую и научно-художественную литературу;
-собрать и систематизировать дидактический материал в группе;
-составить план, разработать занятия;
- систематизировать сведения о труде жителей Чувашии;
-формировать уважение к традициям и обычаям;
-знакомить с устным народным творчеством;
-знакомить детей с национальными особенностями физического воспитания (игры и упражнения на воздухе, народные игрища) .
-обогащать содержание двигательной деятельности ребенка чувашскими подвижными играми.
-развивать физические качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость и координацию)
-приобщать детей и родителей к народным играм.
Сведения об участниках проекта
Руководитель проекта : Майорова Елена Александровна, МБДОУ Воротынский детский сад №6 «Золотой ключик», воспитатель первой квалификационной категории.
Участники проекта : дети дошкольного возраста с 6-7 лет, воспитатели, инструктор по ФИЗО, родители (законные представители)воспитанников
Условия осуществления проектной деятельности
Продолжительность проекта : среднесрочный
Место реализации проекта : МБДОУ Воротынский детский сад №6 «Золотой ключик», группа для детей старшего дошкольного возраста. участок, спортзал
Материально - техническое оснащение: компьютер, видео аппаратура, презентации, национальные чувашские костюмы и др
Информационное обеспечение
1. Ботнарь В. Д. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей посредством игры-драматизации Дис.. канд. пед. наук. М., 1998. 168 с.
.
2. ВасильеваЛ. Г. Хрестоматия «лку» (Родник, раздел «Художественное образование» с. 134-174 - Чебоксары -2006.
3. Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. — Чебоксары, 1969г.
4. Воронцов Г. Н. Детские игры. — Чебоксары, 1992
5. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР - Москва : Просвещение, 1988 - с. 239
6. Махалова И. В. Ягодова Л. Г. Чувашские детские игры. — Чебоксары:» КЛИО» 1999г. 18. Скворцов М. И. Культура чувашского края. Чебоксары, 1995г.
7. Шмонина В. Творческие подвижные игры // Дошкольное воспитание № 8. — 1991г.
8. Эйзин П. Е. Чувашские народные сказки. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1993г 1. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! : Пособие для учителя. 2-е изд. М. : Просвещение, 1988.
Ожидаемые результаты:
-приобщение детей к языку, истории, традициям чувашского народа
- развитие интереса к физической культуре на основе чувашских подвижных игр, физкультурных занятий. укрепление здоровья детей
Этапы реализации проекта
Реализация проекта :
Забота о здоровье детей, опора на чувашские традиции воспитания, сотрудничество с родителями.
Она включает следующие разделы:
1. Народные подвижные игры
2. Сюжетные физкультурные занятия
3. Традиционные праздники, развлечения, игрища
на основе современных сказок и легенд.
Этапы реализации проекта
I этап: Подготовительный
Знакомство с историей возникновения игр, традициями, обрядами.
Подборка краеведческих материалов и произведений национальной культуры : картины, репродукции чувашских художников, фольклор и др.
Подборка народных чувашских игр для детей старшего дошкольного возраста.
Подготовка практического материала для родителей (консультации, рекомендации и др.).
2 этап. Практический
Цель:
-знакомить детей с народной культурой Чувашии
- ознакомление детей старшего дошкольного возраста с чувашскими народными играми
-создавать условия для проявления ловкости и выносливости в подвижных играх и спортивных упражнениях;
Образовательные области Мероприятия по реализации проекта Участники
Познавательное развитие 1. Рассматривание Чувашского народного костюма.
2. Рассматривание картин Чувашских художников.
3. Показ презентации на тему: «Растения и животные чувашского края» Воспитатели, дети, родители
Социально-коммуникативное развитие Беседы: «Народы Республики Чувашии», «Жители Чувашии», «О природе и жизни людей в Чувашии» Воспитатели, дети, родители
Речевое развитие Чтение художественной литературы
Чувашские народные сказки : «Мышка вострохвостик», «Девушка на Луне», «Золотая сумка», «Как один парень царевну рассмешил», «Лиса и Дятел», «Кот и Воробей», «Лиса-плясунья», «Дети Ветра»
Разучивание слов чувашских народных игр
Воспитатели,
дети
Физическая культура Подвижные игры Чувашии : «Лапта», «Городки», «Бабки», «Котел», «Жмурки», «Шубу шить» ,«Выйдем, девушки, играть», «Летучая мышь», «Волк или заяц?», Журавушка «Тарналла», Слепой баран «Сукар такалла», Отгадай имя «Ятне пел», Пустая изба «Пуша пуртле» Воспитатели, дети
Социальное партнерство с родителями
Взаимодействие с родителями (законными представителями) детей главным образом направлено на решение задач:
1. Повысить педагогическую грамотность родителей в сформировании их представлений о чувашской национальной культуре, традициях чувашского народа
2. Объединить усилия семьи и учреждения в создании условий для формирования у детей и родителей (законных представителей) представлений о народной культуре, традициях чувашского народа
- участие в создании соответствующей предметно-пространственной среды в группе (приобретение дидактических и развивающих игр)
3. Создать мини музей «Чувашская изба» и др.
3 этап. Заключительный.
Диагностическое изучение уровней сформированности знаний и представлений детей о чувашских праздниках, традициях, обычаях, истории, выявило положительную динамику, в процессе занятий, бесед, подвижных игр.
Результаты педагогического наблюдения показали, что целенаправленная и систематическая работа по реализации проекта способствует формированию интереса к истории Чувашии, воспитанию любви и уважения к национальной культуре у всех участников педагогического процесса.