Юлия Куземченко
Опыт работы «Развитие любознательности дошкольников при ознакомлении с объектами и явлениями живой и неживой природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Все дети от природы любопытны. От рождения им дано одно очень важное свойство – стремление познавать и понимать окружающий мир. И. П. Павлов называл это стремление «рефлексом что такое?». Именно благодаря этому рефлексу дети познают мир, у них развивается речь, мышление, интеллект. Поэтому можно смело сказать, что развитие любознательности начинается ещё в младенчестве.
Публикация «Опыт работы „Развитие любознательности дошкольников при ознакомлении с объектами и явлениями живой и неживой природы“» размещена в разделах
- Неживая природа
- Опыт работы, практика
- Погода и природные явления
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Детям хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Именно поэтому очень важно любознательность ребенка сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло.
Любознательность ребенка служит основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на предметы, объекты природы. Источниками возникновения любознательности являются положительно эмоционально окрашенная направленность ребенка на познавательный материал. Значение наличия любознательности у детей велика : она позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности. Не случайно в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова «любознательный» характеризуется как склонный к приобретению новых знаний, пытливый.
Существенной особенностью любознательности является и то, что она может быть условием успешной активной умственной деятельности и в то же время снижает утомление, повышая работоспособность ребенка. При наличии интереса или любознательности знания быстрее переходят в область активного их использования, становятся внутренним достоянием личности.
Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, к природе. Только познавая природу, ребенок начинает сознательно и бережно относиться к ней. В процессе познания закладываются и основы экологической культуры, которая является частью общечеловеческой культуры и отражает взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах. Приобщая ребенка к природе, мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем интерес, бережное отношение к природе и любознательность. Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать богатство и многообразия взаимосвязей в природе, объяснять нормы и правила поведения в природе. И вот пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию мира нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.
Наша задача – поддерживать в детях любознательность и пробуждать ее, чтобы число вопросов росло, помня о том, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребенка и понятны ему.
Цель опыта : определить педагогические условия развития любознательности у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы.
Применительно к цели в опыте работы решались следующие задачи:
1. Дать теоретическое обоснование проблемы развития любознательности у дошкольников.
2. Выявить условия развития любознательности у детей дошкольного возраста.
3. Определить формы, методы и приемы развития любознательности у дошкольников в процессе ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы.
4. Реализовать комплекс образовательных мероприятий направленных на развитие любознательности детей дошкольного возраста.
Теоретическое обоснование проблемы развития любознательности дошкольников.
Проблема любознательности является традиционной в психолого-педагогической науке. Ученые всегда придавали ей большое значение. Так, наиболее часто любознательность ассоциируется с познавательным интересом. С. Л. Рубинштейн (выдающийся психолог и философ) рассматривал любознательность как синоним «живого познавательного интереса», показателем которого выступает количество и разнообразие вопросов, задаваемых ребенком. Н. Г. Морозова (кандидат педагогических наук, профессор) считает любознательность своеобразным познавательным интересом. Л. И. Аржанова предлагает характеризовать любознательность «сложным чувством любви к знаниям», возникающим в процессе умственной работы и проявляющееся в склонности приобретать все новые и новые знания. В исследовании Н. А. Погореловой любознательность рассматривается как черта личности, в структуру которой входят три компонента: знания, эмоции, активный поисковый характер деятельности человека, направленный на овладение новыми знаниями. При этом знания выступают как источник, свойство, показатель и средство развития любознательности.
Проблема развития любознательности детей дошкольного возраста очень актуальна в настоящее время в дошкольном образовании. На первый план выдвигаются задачи развития способности к активной познавательной деятельности.
К познавательным относятся психические процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. К таким процессам относятся: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Наиболее эффективно психические процессы в период дошкольного детства возможно развивать в процессе ознакомления дошкольников с объектами и явлениями живой и неживой природы.
Активное развитие познавательной деятельности идет в старшем дошкольном возрасте. Познавательный интерес является одним из эффективных, ведущих мотивов, побуждающих ребёнка к овладению знаниями. В. А. Онищук считает: «Познавательные мотивы, среди которых ведущим является интерес к знаниям и процессу их добывания, желание узнать как можно больше, расширить свой кругозор, интерес к определённым видам деятельности, являются главными в проявлении познавательной активности».
Стадии проявления познавательного интереса
Проявление познавательного интереса В. А. Онищук связывает со следующими стадиями:
а)любопытство - элементарная стадия ориентировки, связанная с новизной предмета, который может и не иметь для ребёнка особого значения. На этой стадии дети могут заинтересоваться тем или иным предметом, но у них ещё не заметно стремление к познанию сущности объектов.
б)любознательность - стремление подробнее познакомиться с предметом, выйти за пределы видимого и слышимого, расширить свои познания. На этой стадии появляется стремление узнать новое, возникает интеллектуальное чувство радости познания. Дети спрашивают или стараются самостоятельно найти ответы на возникшие у них вопросы;
в) познавательный интерес - стадия характеризуется тем, что у детей не только возникают проблемные вопросы и познавательные ситуации, но и появляется стремление самостоятельно их решать. В центре внимания детей на этой стадии неполучение готового материала, готовой информации и не сама по себе деятельность по подражанию или образцу, а проблема, познавательная задача, ситуация, которую следует решить. Дети сами ищут причину, стремясь проникнуть в сущность явления.
Все стадии тесно переплетаются, взаимосвязаны между собой, следуют друг за другом. По мере развития любознательности, познавательных интересов, мышления - всё используется детьми для познания окружающего мира, который выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Ребёнок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснение замеченным явлениям.
В работе над проблемой опыта мною учитывались следующие особенности развития любознательности у детей дошкольного возраста.
1. В развитии любознательности детей дошкольного возраста решающее значение имеет их игровая и практическая деятельность.
2. Любознательность дошкольников выражается, прежде всего, в их многочисленных вопросах, с которыми они обращаются к взрослым. Эти вопросы возникают из потребности ориентировки в окружающем их мире. Причинами постановки вопросов является обычно возникновение неопределенности в чем-либо, проявление чего-то неизвестного, загадочного, необычного, действующего на воображение детей, нарушение привычного порядка и вообще различные заметные изменения в мире вещей и процессов, окружающих ребенка.
3. Любознательность в дошкольном возрасте первоначально вызывается большей частью внешними свойствами предметов и явлении. Недостаток знаний и жизненного опыта ограничивает на этой возрастной ступени возможность проникнуть в сущность вещей, выделить в них главные, наиболее значимые признаки. Затем вопросы направляются на то, чтобы получить словесные обозначения наблюдаемых предметов и явлений и объяснение чисто внешних, порою второстепенных и малозначимых, но поражающих своей необычностью предметов и явлений.
4. Познавательная деятельность дошкольников отличается яркой эмоциональной окрашенностью. Эмоциональные воздействия на ребенка чрезвычайно стимулируют его познавательную активность к этим воздействиям.
Для развития любознательности у воспитанников стараюсь соблюдать и создавать определенные условия.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для познавательного развития детей. Но в большинстве случаев ребенок не может самостоятельно объяснить интересующие их явления природы, и если взрослые не помогут ему то интерес к природе может угаснуть.
Целевые ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования предусматривают, что ребенок старший дошкольник «проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать».
Как же развивать любознательность и познавательный интерес?
Одной из задач педагога является создание соответствующих условий для развития любознательности и познавательного интереса.
Развитие любознательности и познавательного интереса осуществляется в ходе планомерной реализации образовательного процесса, в игре, в труде, в общении, в непосредственно образовательной деятельности.
Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.
Возникновению интереса у дошкольников способствует :
- внешняя среда, позволяющая получать достаточные впечатления в той или иной области, осуществлять ту или иную деятельность;
- наличие определенного опыта, делающего данную деятельность частично знакомой;
- создание положительного отношения к познавательной деятельности ребенка в целом, либо положительного отношения его к конкретному предмету, явлению.
ФГОС ДО предъявляет определенные требования к организации внешней среды - требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды в контексте нашей проблемы предполагает наличие средств обучения и воспитания (в том числе техническими, различных материалов в соответствии с возрастными возможностями детей обеспечивающих познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой).
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Вариативность среды предполагает наличие разнообразных материалов, появление новых предметов, стимулирующих познавательную и исследовательскую активность детей.
исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Необходимо создавать экологические центры (зоны) живой и неживой природы. Наполнение данных центров дает возможность детям экспериментировать с природным, бросовым материалом, что будет способствовать пониманию ребенком причинно-следственных связей.
Реализация вышеназванных требований будет активизировать поисковую деятельность дошкольников, формировать интерес. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда будет стимулировать возникновение новых вопросов у детей, соответственно решение новых задач, решение которых будет стимулировать появление новых вопросов.
Для формирования интереса и любознательности нужны все компоненты поисковой деятельности:
- возникновение в ходе деятельности недоумения и вопроса у самого ребенка;
- постановка и принятие ребенком задачи для самостоятельного (или совместного с воспитателем) решения;
- организация поиска решения задачи, который проходит через ряд преодолимых трудностей и приводит к положительному результату;
- решение задачи и показ перспективы данной работы, вызывающей новые вопросы и ставящей новые задачи для решения, благодаря чему интерес становится неисчерпаемым и все более стойким.
Подлинный интерес, сформированный в процессе специально организованной активной самостоятельной «поисковой» деятельности, характеризуется не только эмоционально положительным к ней отношением и пониманием значения и смысла этой деятельности. Главное в том, что для него характерно эмоционально-познавательное отношение к процессу этой деятельности, которая внутренне мотивирована. Это означает, что, помимо личных и общественных мотивов, внеположных по отношению к деятельности, возникают мотивы, идущие от самой деятельности (сама деятельность начинает побуждать ребенка). При этом ребенок не только понимает и принимает цель этой деятельности, ему не только хочется достигнуть цели, но и хочется искать, узнавать, решать, достигать.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет игра. Знания, полученные в игре легко запоминаются и усваиваются детьми.
При правильном педагогическом подходе окружающих людей (осо-бенно воспитателей, родителей) интересы ребенка имеют неограниченную тенденцию развития.
Неисчерпаемость вопросов, возникающих в процессе деятельности, приводит к постоянной «не насыщаемости» интереса, т. е. создает все растущее стремление углубить, расширить сферу познания и овладения данной деятельностью.
Таким образом, необходимым условием развития любознательности и познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию.
В своей работе я использую как традиционные методы, так и инновационные.
Методы развития любознательности у дошкольников
К традиционным методам я отношу методы принятой в дошкольной педагогике классификации, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное).
Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.).
Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).
Практические методы (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры, игры-превращения, фокусы, занимательные опыты).
Приемы
ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы
и развития любознательности у дошкольников
В процессе ознакомления дошкольников с объектами и явлениями живой и неживой природы использую компьютерные и мультимедийные средства обучения. Современные средства обучения очень увлекательны. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.
Инновационные технологии развития любознательности у дошкольников
Формы работы по ознакомлению дошкольников с объектами и явлениями живой и неживой природы
Результатом работы по развитию детской любознательности можно считать следующие показатели:
- большое количество детских вопросов направленных на познание явлений и объектов живой и неживой природы и элементарной их взаимосвязи;
- умение и желание рассматривать, наблюдать, выяснять свойства и особенности предметов и явлений;
- эмоциональная отзывчивость детей на познавательную деятельность.