ольга шишкина
Использование мнемотехники как эффективное средство развития звукопроизношения на этапе автоматизации звуков в чистоговорках
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование мнемотехники, как эффективное средство развития звукопроизношения на этапе автоматизации звуков в чистоговорках и стихах»
В последние годы в системе образования произошли изменения; принят «Закон об образовании РФ», и поэтому дошкольное образование стало первым уровнем в образовании.
Публикация «Использование мнемотехники как эффективное средство развития звукопроизношения на этапе автоматизации звуков в чистоговорках» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Чистоговорки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
И все требования, которые учитываются в законодательстве в работе логопеда на современном этапе - это пересмотреть свою деятельность с появлением новых технологий и подходов в организации своей работы.
Особенностью ФГОС начального общего образования детей с нарушение речи является то, что именно выбор индивидуального образовательного маршрута дают конкретному специалисту, который будет работать с этим ребёнком. Ведь и от запросов родителей и от индивидуальных особенностей ребёнка; его физического и психического развития будет строиться этот маршрут. И чем сложнее структура дефекта, тем больше вариативной становиться программа, где идёт формирование всех жизненно важных и необходимых навыков. Для дошкольников с речевыми дефектами – это программы Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Г. А. Каше. В остальных случаях мы можем наблюдать только примерные рекомендованные варианты логопедов-практиков, которые выстраивают свою коррекционную работу с учётом того, какие дети пришли к ним в образовательное учреждение.
В одном из пунктов ФГОС (2.6) выделены образовательные области:
социально-коммуникативное
познавательное
речевое развитие
художественно-эстетическое
физическое развитие.
Мне хочется остановиться на речевом развитии. Речевое развитие выделено в отдельную область, но если посмотреть в целом, то мы можем проследить взаимосвязь со всеми остальными областями. Ведь развитие общей моторики, мелкой моторики и артикуляционной моторики в коррекции дизартрии у детей проводиться не только на логопедических занятиях, но и на физкультурных занятиях. В художественно-эстетическом развитии мы можем проследить работу музыкального руководителя и логопеда, а это в свою очередь подразумевает занятия по логоритмике. Мы знаем, что включает в себя речевое развитие :
владение речью как средством общения
обогащение активного словаря
развитие связной речи
развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха
знакомство с художественной литературой
Поэтому с уверенностью можно сказать, что в данной области есть все направления работы, с которыми сталкивается логопед. А уже содержание работы в целом будет зависеть от того, с кем нам предстоит работать; от возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка. В ФГОС ДО сказано, что основа лежит в поддержании разнообразия детства через создание условий развития способностей каждого ребёнка. И каждый ребёнок будет развиваться именно тем темпом развития, который свойствен только ему. Наши современные дети очень сильно отличаются от нас, поэтому нам всё труднее найти точки взаимодействия между ребёнком и родителем, ребёнком и педагогом, родителем и педагогом. В данное время всё чаще можно видеть безразличие к речевой деятельности, которое предполагает постоянное упорство и усердие, особенно это касается детей с речевыми дефектам. У детей с речевыми дефектами может наблюдаться пониженная работоспособность, неустойчивое психо - эмоциональное состояние; поэтому многие занятия для них- это подчас сложное испытание, которое им предстоит одолеть. А что может заинтересовать такого ребё нка на занятии у логопеда: интересные логопедические пособия, красивые и яркие картинки или это может быть увлекательная дидактическая игра? Ведь заинтересовать ребёнка можно только тогда, когда он чем-то сильно увлечён.
Одной из нетрадиционных форм логопедической работы с детьми является мнемотехника, а если использовать её на этапе автоматизации звука; при запоминании чистоговорок и стихов, то это даёт куда большей результат, чем просто механическое заучивание. И если заглядывать вперёд, то можно отметить, что ум ребёнка находиться на кончиках пальцев, так сказал В. А. Сухомлинский. А всё дело в том, что используя мнемотехнику, мы вместе с ребёнком схематически зарисовывая стихотворения и чистоговорки, как бы ещё и тренируем нашу мелкую моторику, активизируем зоны головного мозга, которые отвечают за речь, тем самым мы способствуем не только развитию речи, но и развитию мышления, воображения.
Ведь мнемотехника-это совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминанию информации, а нашей целью в логопедической работе является научить детей связно и последовательно, грамматически правильно строить свои высказывания, особенно на этапе автоматизации звука. А где как не в использовании мнемотаблиц можно достичь этого результата. Ведь К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, то использование мнемотаблиц позволяет значительно лучше воспринять и переработать полученную информацию. На индивидуальных логопедических занятиях по автоматизации и дифференциации звуков порой всего лишь достаточно схематического изображения отдельных элементов или частей заучиваемого стихотворения или чистоговорки, для точного воспроизведения текста. Глядя на мнемотаблицу, ребёнок запоминает текст намного быстрее и эффективнее. А ещё большего результата можно добиться при совместном создании логопед-ребёнок такой таблицы. По мнению Т. Б. Полянской овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения, а использование рисунков так увлекает детей, что это превращается в игру. А зрительный образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания и просмотра рисунков, даёт возможность быстрее запомнить текст. Ведь здесь не так важно уметь красиво рисовать, главное, что это будет понятно ребёнку. Как показала практика, дети очень быстро включаются в работу по составлению мнемотаблиц. Порой они только и ждут этого момента; когда же мы будем рисовать, так спрашивают они. Это их так увлекает, что ребёнок просит дать ему задание с таблицей посложнее. А это способствует развитию речи. Для разучивания чистоговорок и стихотворений составляется своя мнемотаблица, индивидуально подбираются рисунки, на каждую строчку. И так создаётся мнемотаблица. Порой можно заметить, что не связанные на первый взгляд картинки соединяются в один сюжет и помогают ребёнку активизировать мыслительные процессы. Также использование мнемотаблиц на логопедических занятиях способствует укреплению памяти и развитию образного мышления, что в дальнейшем им позволяет запоминать уже тексты намного лучше, больше по объёму и легче. Поэтому можно сделать вывод, что использование мнемотехники в значительной степени упрощает процесс запоминания чистоговорок и стихотворений, а использование рисунков для обучения запоминанию увлекает детей, превращая занятие в игру.
Стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования к деятельности учителя-логопеда. И сегодня современный логопед просто обязан создавать благоприятное настроение при работе с детьми и родителями, коллегами.
А инновационные технологии, применяемые мной в моей логопедической работе и практике, я думаю, основываются на приоритетных направлениях ФГОС.
Используемая литература :
Интернет-ресурсы
Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи
https://logopediya.com/
https://www.logoped.ru/