Тамара Аммосова
Использование мнемотехники как средства развития произвольной памяти у детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Аммосова Тамара Яковлевна
воспитатель
МБДОУ №89 «Парус» г. Якутск
Использование мнемотехники как средства развития
произвольной памяти у детей 5-6 лет
Публикация «Использование мнемотехники как средства развития произвольной памяти у детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Память – это психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Для улучшения памяти необходимо воспитывать у ребенка приемы запоминания и припоминания. Этому способствует мнемотехника.
Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Мнемоника (греч. «mnemonicon» — искусство запоминания, мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.
Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов, запоминание последовательности, закрепление в памяти.
Эта техника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой.
Цель обучения с использованием приемов мнемотехники - развитие образной памяти детей через систему работы с использованием различных приемов мнемотехники.
Мнемотехника ставит перед собой следующие задачи:
• Выработка у детей алгоритма обработки информации и формирование логических структур;
• Организация проблемного обучения;
• Указать методы для запоминания в короткое время такового огромного числа данных, которое без вспомогательных приемов было бы совсем затруднительно уяснить;
• Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
• Формировать у детей навыки запоминания любой информации.
• Развитие образной памяти детей, ее различных видов (зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, осязательной);
• Развитие у детей психических процессов (мышление, внимание, воображение);
• Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
• Формировать у детей навыки запоминания любой информации Мнемотехника сводится к замене абстрактной информации конкретными образами (чаще всего визуальными) и связи их с помощью ассоциаций. В результате неудобная для запоминания информация, преобразуется в более удобную форму. Настолько удобную, что становится возможным запоминать большие объемы информации, которые обычными средствами кажется невозможно запомнить. Но польза от мнемотехники не сводится только к запоминанию. Регулярное использование мнемотехники или выполнение упражнений по запоминанию позволит развить и другие способности, очень необходимые в обычной жизни.
Естественные ассоциации – это связи, реально существующие между воспринимаемыми нами объектами. Благодаря тому, что связи эти уже существуют, мозг запоминает их автоматически. Наличие связи между воспринимаемыми образами – это сигнал к запоминанию. Естественные ассоциации используются в следующих приемах запоминания.
Мнемотехника облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: В. К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко - предметно-схематическими моделями, В. П. Глухов - блоками-квадратами, Т. В. Большева - коллажем, Л. Н. Ефименкова - схемой составления рассказа.
Метод Цицерона представляет собой последовательность опорных образов. Они формируются припоминанием хорошо знакомых помещений. Опорные образы заранее подготавливаются перед запоминанием или извлекаются из памяти по ходу запоминания. Запоминаемые образы и ассоциации «прикрепляются» к выделенным вами предметам приемом образования ассоциативной связи. В этом методе для запоминания используются связи между объектами, находящимися в знакомых помещения или на знакомой улице. Эти связи не нужно образовывать, то есть не нужно запоминать.
Прием свободных ассоциаций. Человек никогда не воспринимает образы изолировано. Любые образы имеют устойчивые связи друг с другом, которые запоминаются мозгом автоматически, при их регулярном восприятии. Например, чашка всегда связана с блюдцем и чайной ложкой; монитор компьютера всегда связан с клавиатурой и мышкой. Метод основан на том, что в памяти уже существует огромное множество ассоциаций, образованных естественным путем.
Прием выделения частей образов. Даже когда мы смотрим на единичный объект, мозг «разбирает» его на части и автоматически фиксирует внутренние связи образа. Любой образ состоит из частей (подобразов).
Буквенно-цифровой код (БЦК) применяется для кодирования цифр и чисел в слова. Каждой цифре от 0 до 9 соответствуют две согласные буквы алфавита. Для применения буквенно-цифрового кода на практике выучите его наизусть и доведите до автоматического (рефлекторного) уровня припоминания. Цифры и числа должны переводиться в буквы без задержек и наоборот. Рефлекторный уровень припоминания — устанавливается прямая взаимосвязь между разными анализаторными системами; в данном случае — между зрительной и речевой. Обеспечивает мгновенное припоминание (исключает этап кодирования).
В основном, в мнемотехнике естественные ассоциации применяются для формирования в памяти большого количества вспомогательных (опорных) образов, с помощью которых осуществляется запоминание и припоминание любой другой информации.
Использовать метод моделирования можно в различных видах деятельности. Действую с моделями, дети придумывают необыкновенные, волшебные предметы или истории про них, сочиняют сказки, рисуют их, можно отправить в путешествие и т. п. Дети учатся нестандартно мыслить (один и тот же предмет или явление выглядит по - разному у каждого ребёнка, дети создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий.
Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения:
• Самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки;
• Установить последовательность изложения выявленных признаков;
• Удержать в памяти эту последовательность, которая является планом – рассказом описания.
С помощью метода моделирования – использования схем-моделей и мнемотаблиц удаё тся достичь значительных результатов в следующем:
• Активизируется словарный запас;
• Расширяется круг знаний об окружающем мире;
• Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;
• Свободно пересказывают сказки, рассказы как на занятиях, так и в повседневной жизни.
• Развивается фантазия и творческое воображение детей.
Существует ряд требований к использованию моделирования :
• модель вводится при условии сформированности представлений о свойствах и признаках предмета;
• модель должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребенка;
• модель должна быть доступной детям в повседневной жизни;
• модель должна быть лаконичной и характеризовать только основные качества предмета и явления;
• одновременно можно использовать модели только одного вида.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Использование мнемотаблиц на занятиях и в свободной деятельности позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, развитие мелкой моторики, частичном или полном графическом рисунке, перекодирование информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы.
Мнемотехника – это технология развития памяти. А память это сложная функция мозга, состоящая из восприятия, запоминания, хранения и воспроизведения информации. Это технология имеет несколько названий: мнемотехника, интеллектуальное развитие, формирование интеллекта, технология комплексного развития интеллектуальных мыслей. Мнемотехника позволяет комплексно развивать два полушария мозга. С помощью этой технологии скорость интеллекта улучшается в 2-4 раза.
Совершенствование произвольной памяти у детей 5-6 лет связано с применением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Можно сказать, что улучшение памяти ребёнка происходит одновременно с совершенствованием его умственной деятельност.
Главная задача искусства запоминания, которое называется мнемотехникой, заключается в том, чтобы указать способы для запоминания в короткое время такого большого числа данных, которое без вспомогательных приемов было бы очень затруднительно запомнить. Ход развития и совершенствования мнемотехники можно представить себе следующим образом:
1. Переход от конкретных мнемических средств (запоминая одних предметов с помощью других) к абстрактным (запоминание предметов с помощью знаков, рисунков, схем и т. п.).
2. Переход от механических к логическим средствам запоминания и воспроизведения материала.
3. Переход от внешних средств запоминания к внутренним.
4. Переход от использования уже готовых или известных средств запоминания к новым, оригинальным, придуманным самим запоминающим.
Работа с использованием приемов мнемотехники проходит в несколько этапов:
1. Проводится тестирование образной памяти детей.
2. На основании тестирования составляется перспективный план образовательной деятельности.
3. Непосредственно образовательная деятельность проводится в виде сюжетных композиций. Нагрузку желательно постепенно увеличивать, но так, чтобы дети успешно справлялись с решением задач. Однако задания должны быть такими, чтобы для их выполнения детям приходилось прилагать усилия. Слишком легкие упражнения быстро охладят интерес детей.
4. Проводится контрольное тестирование детей, выявляется результат работы.
Следование этому ходу развития в совершенствовании средств запоминания и воспроизведения обеспечивает постепенное формирование у ребёнка опосредованного и произвольного запоминания. Если приступить к обучению ребёнка пользованию мнемотехническими приёмами до того, как у него появятся первые признаки произвольного запоминания в процессе естественного развития памяти, то можно добиться того, что данный вид запоминания и воспроизведения материала начнёт складываться у детей не к пяти-шести годам, а раньше. При правильно организованном обучении можно добиться выраженного эффекта в развитии памяти уже в младшем дошкольном возрасте, т. е. на полтора-два года раньше обычного. На первом этапе обучения дети должны научиться сравнивать и соотносить друг с другом изучаемый материал, формировать смысловые группировки на основе выделения определённых существенных признаков, научиться выполнять эти операции при решении мнемических.
Формирование умения классифицировать материал должно пройти три этапа: практический, речевой и полностью умственный. В результате овладения приёмами группировки и классификации можно улучшить память детей младшего дошкольного возраста. В среднем и старшем дошкольном детстве такие дети вполне осознанно, с успехом применяют подобного рода приёмы при запоминании и воспроизведении материала, демонстрируя тем самым выраженную способность к произвольному запоминанию и воспроизведению материала.
Мнемотехнический способ позволяет запомнить бессвязные ряды слов, числа и даты, помогает в запоминании иностранных слов, терминов, правил, определений. Во владении доведенного до совершенства мнемотехникой заключается секрет успеха тех, кто, выступая с эстрады, поражает наше воображение демонстрацией резервов человеческой памяти. Мнемоника как основная часть тренированной памяти отнюдь не нова и не удивительна. Мнемонические приемы употреблялись еще в давние времена. Удивительно лишь то, что эти приемы до сих пор многим не известны. Обладатели мнемонических секретов всегда вызывают любопытство не посещенных.
При обучении запоминанию надо постепенно приучать детей переходить от непосредственного повторения к отсроченному повторению, от повторения вслух к повторению про себя. Переход от внешнего к мысленному повторению делает запоминание более продуктивным. Начиная с четырёхлетнего возраста детей можно учить запоминать одни вещи при помощи других, например предмет или слово с помощью обозначающей его картинки. Вначале готовые средства для запоминания ребёнку предлагает взрослый. Когда научаются запоминать и припоминать предметы с помощью предлагаемых им средств, можно переходить к постановке перед ребенком самостоятельного выбора средств для запоминания. Следует иметь в виду один важный момент, отличающий обучаемость детей от обучаемости взрослых. Ребёнок сравнительно легко усваивает материал лишь тогда, когда у него к этому материалу имеется явно выраженный непосредственный или потребительский интерес. Данное замечание касается и памяти. Её развитие у детей дошкольного возраста от непроизвольной к произвольной и от непосредственной к посредственной будет проходить активно лишь тогда, когда сам ребёнок в применении соответствующих средств запоминания, в сохранении и воспроизведении запоминаемого материала. Дошкольник осознаёт и выделяет мнемические цели только в том случае, если он сталкивается с интересной для него задачей, которая требует активного запоминания и припоминания. Это происходит тогда, когда ребёнок участвует в игре, а цель что-то запомнить приобретает для него реальный, конкретный и актуальный смысл, отвечающий игровым интересам. Шестилетние дети даже в обычных условиях могут самостоятельно образовывать мысленные логические связи между запоминаемыми словами. О наличии таких связей в памяти ребенка свидетельствует характер воспроизведения им материала, в частности тот факт, что при произведении по памяти ребёнок этого возраста может изменять порядок называния предметов, объединяя их по значению в смысловые группы.
Анализ приёмов, которыми пользуются дети для запоминания, показывает, что те из них, кто решает задачу с помощью вспомогательных средств, строят свои операции иначе. Для посредственного запоминания требуется не столько сила механической памяти, сколько способность разумно распорядиться материалом, определённым образом его структурировать, т. е. не только память, но и развитое мышление.
Совершенствование произвольной памяти у детей связано с применением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Можно сказать, что улучшение памяти ребёнка происходит одновременно с совершенствованием его умственной деятельности. Следование этому ходу развития в совершенствовании средств запоминания и воспроизведения обеспечивает постепенное формирование у ребёнка опосредованного и произвольного запоминания. Если приступить к обучению ребёнка пользованию мнемотехническими приёмами до того, как у него появятся первые признаки произвольного запоминания в процессе естественного развития памяти, то можно добиться того, что данный вид запоминания и воспроизведения материала начнёт складываться у детей не к пяти-шести годам, а раньше.
В результате овладения приёмами группировки и классификации можно улучшить память детей младшего дошкольного возраста. В среднем и старшем дошкольном детстве такие дети вполне осознанно, с успехом применяют подобного рода приёмы при запоминании и воспроизведении материала, демонстрируя тем самым выраженную способность к произвольному запоминанию и воспроизведению материала.
Кроме того, есть еще целый ряд оригинальных упражнений, стимулирующих интеллектуальное развитие ребенка. Заслуживает внимания опыт ДОУ по организации работы по использованию мнемотехники в развитии памяти детей.
С целью развития произвольной памяти детей организуются специальные занятия. При этом следует предварительно провести тестирование зрительной и слуховой памяти, а также внимания детей. Результаты фиксируются. На основании результатов тес-тирования составляется целевой перспективный план.
И так, главная задача искусства запоминания, которое называется мнемотехникой, заключается в том, чтобы указать способы для запоминания в короткое время большого числа данных.