Снежана Киунова
Организация НОД как средства развития памяти дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация НОД как средства развития памяти дошкольника».
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современное обучение и воспитание остро нуждается в практическом решении проблемы эффективной переработки большого объема материала, быстрого и точного его запоминания и извлечения из памяти. Позитивное решение данной проблемы возможно, но при научно обоснованном использовании резервов развития высших форм запоминания у дошкольников, в качестве которых, в частности, выступают разнообразные логические приемы обработки информации и их использование в мнемических целях.
Публикация «Организация НОД как средства развития памяти дошкольника» размещена в разделах
Важное место в ФГОС отведено основам организации непосредственной образовательной деятельности, при этом недостаточно внимания уделено описанию возможностей НОД в развитии памяти дошкольников.
Несмотря на наличие значительного теоретического и эмпирического материала в области поставленной проблемы, необходимо констатировать нехватку специальных исследований, посвященных разработке теоретико-методологического обоснования использования НОД для развития памяти дошкольников.
Объект исследования – процесс развития памяти детей дошкольного возраста. Предмет исследования – НОД как средство развития памяти.
Цель – изучение использования НОД как средства развития памяти детей дошкольного возраста.
Теоретическую основу исследования составили законодательные акты РФ, учебные пособия по психологии и педагогике, статьи и монографии, посвященные проблеме исследования авторов:Блонский П. П., Божович Л. И., Выготский Л. С., Дубровина И. В., Лурия А. Р., Марцинковская Т. Д., Мухина В. С., Поддьяков Н. Н., Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А., Эльконин Д. Б.
В работе использованы методы:изучение психолого-педагогической литературы, анализ нормативных документов; тестирование, анализ результатов эксперимента.
Изучение теоретических основ использования НОД как средства развития памяти в дошкольном возрасте позволяет заключить следующее. Память – это особая форма отражения, один из основных психических процессов, направленных на закрепление психических явлений в физиологическом коде, сохранение их в этой форме и воспроизведение в виде субъективных представлений.
Создание в дошкольном возрасте благоприятных условий для развития преднамеренных и осмысленных процессов памяти, формирование у ребенка элементов произвольной памяти имеет существенное значение для его дальнейшего психического развития.
НОД – это форма организации обучения в детском саду, которая организуется в форме совместной деятельностью взрослых и детей, на основе партнерства и связана со значительной перестройкой стиля воспитателя.
Новая модель организации образовательного процесса, согласно ФГОС предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности с учетом специфики образовательной области, возраста детей и специфики ДОУ.
Проведение НОД с целью развития памяти, реализуется через организацию различных видов детской деятельности с учетом приоритета игровой как основной для всего дошкольного возраста, с опорой на предметно-развивающую среду.
В практической части исследования проведено диагностическое исследование с целью определения уровня развития образной памяти дошкольников.
Диагностическое исследование проведено на базе МАДОУ № 60 г. Березники. В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 5-6 лет. Из них 11 мальчиков и 9 девочек.
В качестве диагностического инструментария использованы задания методики «Исследование образной памяти у детей дошкольного возраста»Урунтаевой Г. А., Афонькиной Ю. А. Цель методики - исследование образной памяти у детей дошкольного возраста. Критерии оценки - правильность воспроизведения образов.
Согласно полученным результатам, в среднем высокий уровень выявлен у 4 человек (20%, средний уровень у 14 человек (70%, низкий уровень у 2 человека (10%). В целом по группе дети имеют средний уровень образной памяти. Большое количество детей отличались не внимательностью, низкой способностью сконцентрироваться на задании, нежеланием сосредоточиться, испытывали затруднения в припоминании и воспроизведении материала, предложенного для заполнения.
Данные эксперимента позволили сделать вывод о необходимости проведения целенаправленной работы по формированию образной памяти детей, поскольку проведенное исследование показало, что у детей не достаточно сформированы свойства образной памяти, такие как точность восприятия, объем, длительность сохранения информации. В связи с чем, выявлена необходимость разработки комплекса НОД для развития образной памяти дошкольников.
В качестве методических рекомендаций по развитию образной памяти дошкольников предложено учитывать роль приоритета развития мнемических приемов в интеллектуальном развитии старшего дошкольника,
непроизвольный характер развития памяти в данном возрасте.
С учетом методических рекомендаций составлен комплекс упражнений. Среди самых эффективных сочетаний формы организации НОД для развития памятидошкольников, в том числе образной выделены: чтение художественной литературы, коммуникация, познание, музыка, художественное творчество.
Заключение
Проведенное исследование позволяет заключить следующее.
Память – это особая форма отражения, один из основных психических процессов, направленных на закрепление психических явлений в физиологическом коде, сохранение их в этой форме и воспроизведение в виде субъективных представлений.
Создание в дошкольном возрасте благоприятных условий для развития преднамеренных и осмысленных процессов памяти, формирование у ребенка элементов произвольной памяти имеет существенное значение для его дальнейшего психического развития.
НОД – это форма организации обучения в детском саду, которая организуется в форме совместной деятельностью взрослых и детей, на основе партнерства и связана со значительной перестройкой стиля воспитателя.
Новая модель организации образовательного процесса, согласно ФГОС предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности с учетом специфики образовательной области, возраста детей и специфики ДОУ.
Проведение НОД с целью развития памяти, реализуется через организацию различных видов детской деятельности с учетом приоритета игровой как основной для всего дошкольного возраста, с опорой на предметно-развивающую среду.
В практической части исследования проведено диагностическое исследование с целью определения уровня развития образной памяти дошкольников.
Согласно полученным результатам, в среднем высокий уровень выявлен у 4 человек (20%, средний уровень у 14 человек (70%, низкий уровень у 2 человека (10%). В целом по группе дети имеют средний уровень образной памяти. Большое количество детей отличались не внимательностью, низкой способностью сконцентрироваться на задании, нежеланием сосредоточиться, испытывали затруднения в припоминании и воспроизведении материала, предложенного для заполнения.
Данные эксперимента позволили сделать вывод о необходимости проведения целенаправленной работы по формированию образной памяти детей, поскольку проведенное исследование показало, что у детей не достаточно сформированы свойства образной памяти, такие как точность восприятия, объем, длительность сохранения информации. В связи с чем, выявлена необходимость разработки комплекса НОД для развития образной памяти дошкольников.
В качестве методических рекомендаций по развитию образной памяти дошкольников предложено учитывать роль приоритета развития мнемических приемов в интеллектуальном развитии старшего дошкольника,
непроизвольный характер развития памяти в данном возрасте.
С учетом методических рекомендаций составлен комплекс упражнений. Среди самых эффективных сочетаний формы организации НОД для развития памяти дошкольников, в том числе образной выделены: чтение художественной литературы, коммуникация, познание, музыка, художественное творчество.