МААМ-картинки

Организация НОД как средства развития памяти дошкольника

Снежана Киунова
Организация НОД как средства развития памяти дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

«Организация НОД как средства развития памяти дошкольника».

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современное обучение и воспитание остро нуждается в практическом решении проблемы эффективной переработки большого объема материала, быстрого и точного его запоминания и извлечения из памяти. Позитивное решение данной проблемы возможно, но при научно обоснованном использовании резервов развития высших форм запоминания у дошкольников, в качестве которых, в частности, выступают разнообразные логические приемы обработки информации и их использование в мнемических целях.

Публикация «Организация НОД как средства развития памяти дошкольника» размещена в разделах

Важное место в ФГОС отведено основам организации непосредственной образовательной деятельности, при этом недостаточно внимания уделено описанию возможностей НОД в развитии памяти дошкольников.

Несмотря на наличие значительного теоретического и эмпирического материала в области поставленной проблемы, необходимо констатировать нехватку специальных исследований, посвященных разработке теоретико-методологического обоснования использования НОД для развития памяти дошкольников.

Объект исследования – процесс развития памяти детей дошкольного возраста. Предмет исследования – НОД как средство развития памяти.

Цель – изучение использования НОД как средства развития памяти детей дошкольного возраста.

Теоретическую основу исследования составили законодательные акты РФ, учебные пособия по психологии и педагогике, статьи и монографии, посвященные проблеме исследования авторов:Блонский П. П., Божович Л. И., Выготский Л. С., Дубровина И. В., Лурия А. Р., Марцинковская Т. Д., Мухина В. С., Поддьяков Н. Н., Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А., Эльконин Д. Б.

В работе использованы методы:изучение психолого-педагогической литературы, анализ нормативных документов; тестирование, анализ результатов эксперимента.

Изучение теоретических основ использования НОД как средства развития памяти в дошкольном возрасте позволяет заключить следующее. Память – это особая форма отражения, один из основных психических процессов, направленных на закрепление психических явлений в физиологическом коде, сохранение их в этой форме и воспроизведение в виде субъективных представлений.

Создание в дошкольном возрасте благоприятных условий для развития преднамеренных и осмысленных процессов памяти, формирование у ребенка элементов произвольной памяти имеет существенное значение для его дальнейшего психического развития.

НОД – это форма организации обучения в детском саду, которая организуется в форме совместной деятельностью взрослых и детей, на основе партнерства и связана со значительной перестройкой стиля воспитателя.

Новая модель организации образовательного процесса, согласно ФГОС предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности с учетом специфики образовательной области, возраста детей и специфики ДОУ.

Проведение НОД с целью развития памяти, реализуется через организацию различных видов детской деятельности с учетом приоритета игровой как основной для всего дошкольного возраста, с опорой на предметно-развивающую среду.

В практической части исследования проведено диагностическое исследование с целью определения уровня развития образной памяти дошкольников.

Диагностическое исследование проведено на базе МАДОУ № 60 г. Березники. В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 5-6 лет. Из них 11 мальчиков и 9 девочек.

В качестве диагностического инструментария использованы задания методики «Исследование образной памяти у детей дошкольного возраста»Урунтаевой Г. А., Афонькиной Ю. А. Цель методики - исследование образной памяти у детей дошкольного возраста. Критерии оценки - правильность воспроизведения образов.

Согласно полученным результатам, в среднем высокий уровень выявлен у 4 человек (20%, средний уровень у 14 человек (70%, низкий уровень у 2 человека (10%). В целом по группе дети имеют средний уровень образной памяти. Большое количество детей отличались не внимательностью, низкой способностью сконцентрироваться на задании, нежеланием сосредоточиться, испытывали затруднения в припоминании и воспроизведении материала, предложенного для заполнения.

Данные эксперимента позволили сделать вывод о необходимости проведения целенаправленной работы по формированию образной памяти детей, поскольку проведенное исследование показало, что у детей не достаточно сформированы свойства образной памяти, такие как точность восприятия, объем, длительность сохранения информации. В связи с чем, выявлена необходимость разработки комплекса НОД для развития образной памяти дошкольников.

В качестве методических рекомендаций по развитию образной памяти дошкольников предложено учитывать роль приоритета развития мнемических приемов в интеллектуальном развитии старшего дошкольника,

непроизвольный характер развития памяти в данном возрасте.

С учетом методических рекомендаций составлен комплекс упражнений. Среди самых эффективных сочетаний формы организации НОД для развития памятидошкольников, в том числе образной выделены: чтение художественной литературы, коммуникация, познание, музыка, художественное творчество.

Заключение

Проведенное исследование позволяет заключить следующее.

Память – это особая форма отражения, один из основных психических процессов, направленных на закрепление психических явлений в физиологическом коде, сохранение их в этой форме и воспроизведение в виде субъективных представлений.

Создание в дошкольном возрасте благоприятных условий для развития преднамеренных и осмысленных процессов памяти, формирование у ребенка элементов произвольной памяти имеет существенное значение для его дальнейшего психического развития.

НОД – это форма организации обучения в детском саду, которая организуется в форме совместной деятельностью взрослых и детей, на основе партнерства и связана со значительной перестройкой стиля воспитателя.

Новая модель организации образовательного процесса, согласно ФГОС предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности с учетом специфики образовательной области, возраста детей и специфики ДОУ.

Проведение НОД с целью развития памяти, реализуется через организацию различных видов детской деятельности с учетом приоритета игровой как основной для всего дошкольного возраста, с опорой на предметно-развивающую среду.

В практической части исследования проведено диагностическое исследование с целью определения уровня развития образной памяти дошкольников.

Согласно полученным результатам, в среднем высокий уровень выявлен у 4 человек (20%, средний уровень у 14 человек (70%, низкий уровень у 2 человека (10%). В целом по группе дети имеют средний уровень образной памяти. Большое количество детей отличались не внимательностью, низкой способностью сконцентрироваться на задании, нежеланием сосредоточиться, испытывали затруднения в припоминании и воспроизведении материала, предложенного для заполнения.

Данные эксперимента позволили сделать вывод о необходимости проведения целенаправленной работы по формированию образной памяти детей, поскольку проведенное исследование показало, что у детей не достаточно сформированы свойства образной памяти, такие как точность восприятия, объем, длительность сохранения информации. В связи с чем, выявлена необходимость разработки комплекса НОД для развития образной памяти дошкольников.

В качестве методических рекомендаций по развитию образной памяти дошкольников предложено учитывать роль приоритета развития мнемических приемов в интеллектуальном развитии старшего дошкольника,

непроизвольный характер развития памяти в данном возрасте.

С учетом методических рекомендаций составлен комплекс упражнений. Среди самых эффективных сочетаний формы организации НОД для развития памяти дошкольников, в том числе образной выделены: чтение художественной литературы, коммуникация, познание, музыка, художественное творчество.

Публикации по теме:

Использование мультипликации как средства развития детей дошкольного возраста В настоящее время много внимания уделяется корекционно-разивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в.

Использование сюжетных физкультурных занятий как средства развития интереса к физическим упражнениям у дошкольников Использование сюжетных, физкультурно - оздоровительных занятий как средство развития интереса к физическим упражнениям у детей дошкольного.

Использование техники «изонить» как средства развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возрастаИспользование техники «изонить» как средства развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Консультация «Организация детского оркестра как средства развития взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста» "ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ОРКЕСТРА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" Музыкальные игры-упражнения.

План по самообразованию «Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей» Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно,.

Создание предметно-развивающей среды как средства сенсорного развития ребенка раннего возраста Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем.

Средства развития у детей дошкольного возраста речевого творчества Слайд 1 I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах,.

Статья «Развитие мелкой моторики рук как средства обеспечения возможности успешного обучения дошкольника» Родителей и воспитателей волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его.

Консультация «Возможности музыки как средства развития воображения» Многообразие предметов, явлений, звуков окружают человека, побуждая его развивать и совершенствовать этот мир, предвосхищая будущее, представляя.

Знакомимся с элементами кинезотерапии как средства развития речи детей с ЗПР Боброва Т. В. в своей статье «Использование элементов кинезотерапии как средство оптимизации речи детей с ЗПР» рассказывает о проведенных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация НОД как средства развития памяти дошкольника
Опубликовано: 13 ноября 2015 в 23:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация НОД как средства развития памяти дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Снежана Киунова (УИ 261385) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД