Лучший педагог года

Использование хакасской игры «Хазых» в физическом развитии детей дошкольного возраста

Дина Кичеева
Использование хакасской игры «Хазых» в физическом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Использование хакасской игры «Хазых» в физическом развитии дошкольного возраста.

С древнейших времен и по сей день, люди играли и играют в различные игры. Это столь же естественно для человека, как и другие виды жизнедеятельности. Нельзя не согласиться и со словами А. С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, такое же, как у взрослого имеет работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание личности, происходит, прежде всего, в игре. Игра составляет главное занятие ребенка, наиболее его увлекает, интересует. Игра приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые будут необходимы для его дальнейшей работы».

Публикация «Использование хакасской игры „Хазых“ в физическом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Можно сказать, что народная игра открывает путь к освоению национальной культуры. Таким образом, она воспитывает в подрастающем поколении уважение к своей нации, к традициям своих предков, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу, сохраняя правила гостеприимства, взаимовыручки; готовит к трудовым условиям. В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, как естественность, непрерывность, массовость, комплексность и завершенность. (Волков Г. Н., Этнопедагогика,стр. 78)

По содержанию все народные игры выразительны, лаконичны, доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, сопутствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех его психических процессов.

Хакасские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передовались из поколение в поколения, вбирая в себя лучшее национальные традиции. Они отражают их быт, труд, национальные устои, представления о нравственности.

Хакасские народные игры любимы народом. В старину для участия в играх или только посмотреть их, съезжались гости из далеких улусов и из других городов.

Отличительной чертой и способом существования народных игр в прошлом было их проникновение во все сферы жизни: и в ритуально – обрядовую, и в повседневную. Очевидно, что игры не были присущи только людям определённого возраста, они сопутствовали человеку от рождения до старости, в каждом возрасте имея свои особенности и выполняя определенные функции. Так, для детей наиболее важным можно признать функции их физического развития.

В настоящее время хакасские народные игры возрождаются, возвращают свои корни и истоки. Важно с самого детства знакомить детей с историей и культурой родного края через игры и игровую деятельность. Ребенка дошкольного возраста следует, как можно раньше знакомить с генеалогией семьи и рода, в процессе чего приобщаем к своим корням и культуре родного края.

По мнению исследователей: О. Н. Кышпанаковой, Т. А. Швалевой, происхождение многих хакасских игр связано с религиозными ритуалами местных культов. В речи играющих часто встречаются магические заклинания – чуурпана, ап, хурай, которые непонятны нынешнему поколению.

Существуют различные хакасские игры - детские игры «Хоор – хоор», «Сарuыxах» (Катушки, «Мелей», «Чылuаях», «Чуурана» (Чазынчах, «Киик – пeeрi»,спортивные игры «Перетягивание палкой», «Перетягивание ремнем», «Кeрес», «Рукоборье», «Поднятие камня», «Хазых» и другие.

Кто придумал эти игры? Они созданы народом, также как сказки и песни.

В данной работе особое значение придается хакасской народной игре в «Хазых» (Игра в кости, т. к. эта игра имеет большую функцию: развитие мелкой моторики, физического здоровья, выносливости. Старинная традиционная игра хакасов известная с эпохи бронзы. Хазыхтар (косточки-астрагалы) были найдены в археологических памятниках и более позднего времени (Таштыкская культура – 1 в. До н. э. – 5 н. э. ; Тагарская культура – 7- 2 вв. до н. э.)

Археологические свидетельства указывают на глубокую древность игр «Хазых», как на территории Хакасии, так и за ее пределами.

Основной формой хозяйственной деятельности хакасского народа было полукочевое скотоводство. В семье обычно накапливали значительное количество овечьих коровьих астрагалов, и дети охотно с ними играли.

Игры с астрагалами у хакасов имели общее название – «хазых ойыны». Содержание игры было подражание взрослым, когда дети воспроизводили те или иные виды хозяйственной деятельности, сцены из семейного быта. Овечьи астрагалы изображали лошадей, иногда к ним приделывали упряжь. Помимо лошадей, астрагалы символизировали овец, коров и других животных, составляя целые стада и табуны. Дети кормили, поили, перегоняли свои стада, отары с пастбища на пастбище, выступали в роли чабанов. К астрагалам относились очень бережно, хранили их в специальных шкатулках или мешочках. Считалось, что астрагалы приносят счастье их хозяину. Если количество астрагалов достигало ста, то их зарывали в углу овечьего загона, надеясь, что при их помощи стадо даст новое здоровое потомство. После этого заново начинали собирать астрагалы. Таким образом, народные игры были основным средством приобщения детей к трудовой деятельности, ведению домашнего хозяйства.

Игра «Хазых» является неотъемлемой частью культуры хакасского народа. Эта игра имеет большое развивающее значение. При использовании игры «Хазых» воспитании детей дошкольного возраста ставим следующие задачи:

- развитие физического здоровья;

- приобщение к здоровому образу жизни;

- объединение и сближение детей;

- прикосновение к народным культурным традициям и фольклору;

- обеспечить заряд, бодрости и удовлетворения.

Особенно эффективна игра в «Хазых» в развитии мелкой моторики, глазомера, координации движений. Игра требует от игрока предельной внимательности, быстроту реакций, тем самым развивает у детей внимательность, ловкость, выносливость.

Начиная обучение детей хакасским играм, стараюсь создать условия для игр. Хакасские игры мы разучиваем в непосредственно образовательной деятельности и вне ее. Чтобы дети правильно запомнили условия игры, мы много раз повторяем слова на хакасском языке. Используем их на праздниках, проводимые в нашем детском саду.

Правила игры «Хазых» для детей и взрослых

Обычно играют от двух до шести человек. Каждый участник выкладывает на кон по пять хазых (бараньих бабок). Сначала по жребию определяют, кто начинает первым. Для этого бросается хазых, он имеет четыре стороны со следующими названиями: алчы - выемчатая сторона стоящего на боку хазых; таах- выпуклая сторона, противоположная предыдущей; пjге - выемчатая сторона лежачего хазыха; сога- выпуклая сторона, противоположная предыдущей. Кому при жеребьевке выпала выигрышная сторона алчы, тот начинает игру.

Игра начинается с того, что все поставленные на кон хазыхтар собирают в руки и бросают их на ровную площадку (стол или пол). Необходимо выбить все кости, лежащие в одинаковом положении, стреляя одним хазыхом в другой. Удар производят щелчком указательного и большого пальцев. Хазых которым бьют называется ”ух” –стрела, а которого выбивают- ”киик”- дикая коза. При промахе игру уступают следующему. Победителем становится выигравший большее количество костей. (Бутанаев В. Я. ,Верник А. А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии., стр17)

Дети в нашем детском саду с большим удовольствием играют игру в «Хазых».

Хакасские народные игры имеют большую роль в физическом развитии детей. Она воспитывает волю, мужество, стремление к победе, а также развивает ловкость, силу, выносливость, сплоченность детей.

Включение в практику развития подрастающих поколений народных обычаев, традиций, игр связанных с физическим развитием способствует не только укреплению здоровья и формированию навыков здорового образа жизни, но и сохранению национальной культуры, восстановлению связи между поколениями.

Библиографический список

1. Бутанаев В. Я. ,Верник А. А. детские игры и спортивные состязания народов Хакасии. – Абакан,1995.

2. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия»,1999. – 168.

3. Сагалаков Н. Ю. ,Кильчичаков А. Г. Хакасские народные игры и состязания. – Абакан,2007.

4. Кышпанакова О. Н. Хакасские народные игры. – Абакан,1993.

5. Кустова Ю. Г. Ребенок и детство в традиционной культуре хакасов. - С. -Петербург,2000.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 216 город Уфа Республика Башкортостан «Использование.

Использование игровых технологий в музыкальном развитии детей дошкольного возраста Так как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, перед музыкальным руководителем стоит задача: как сделать музыкальную деятельность.

Использование проблемных ситуаций в математическом развитии детей дошкольного возраста .

Подвижные игры коренных народов Крайнего Севера в физическом развитии детей Движение – главное проявление жизни ребенка. Неподвижность приводит к понижению жизнедеятельности организма, замедлению роста, задержке.

Использование игр в развитии произвольной памяти у детей дошкольного возраста Дошкольный возраст - особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Легкость,.

Использование разнообразных мячей в физическом развитии дошкольника Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №15 «Дружба» г. Новокубанска, муниципального образования Новокубанский.

Использование ИКТ в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 1 «Мечта» г. Ртищево Саратовской области».

Роль подвижной игры в физическом развитии дошкольника Подчеркивая большое значение правильного руководства играми со стороны старших, Я. А. Коменский говорил, что при соблюдении необходимых условий.

Роль подвижной игры в физическом развитии ребёнка-дошкольникаРоль подвижной игры в физическом развитии ребёнка-дошкольника Картотека подвижных игр по профилактике плоскостопия с детьми дошкольного возраста «Карусель»Цель: продолжать укреплять мышцы стоп у детей;.

Использование подвижных игр в развитии двигательных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста Использование подвижных игр в развитии двигательных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование хакасской игры «Хазых» в физическом развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 31 января 2017 в 15:32
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование хакасской игры «Хазых» в физическом развитии детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Дина Кичеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД