Елена Мунтян
Проект в старшей группе «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование малых форм фольклора в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
Огромный поток заимствованных терминов из иностранных языков, ворвался в жизнь не только взрослых, но и детей, что угрожает красивому, живому русскому языку, а значит и культуре. Развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты". Веками народ бережно хранил знания об окружающем мире, событиях и поступках, накопленных поколениями и передавал из уста в уста, из поколения в поколение. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Публикация «Проект в старшей группе „Использование малых форм фольклора в развитии речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Актуальность проекта определяется той огромной ролью, которую играют малые формы фольклора (пословицы, потешки, колыбельные песни, сказки и т. д.) в развитии речи ребенка. В народном творчестве имеется множество инструментов интересных детям и способов развития детской речи, так как имеет сказочный, игровой характер. Всё это имеют важнейшее значение для развития связной отчётливой речи и являются неотъемлемой частью подготовки ребёнка к школе.
Срок реализации проекта: среднесрочный
Вид проекта: информационно – творческий.
Участники: воспитатели, дети 5-6лет и их родители.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально–коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Цели проекта:
• Повысить уровень развития связной речи старших дошкольников в результате проведения работы по развитию речи средствами малых форм фольклора.
• Приобщать детей к традициям и культуре родного края через развитие речи средствами малых форм фольклора.
Задачи:
• Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь детей.
• Познакомить детей с историей, культурой, народными традициями и обычаями.
• Учить узнавать сказку по заданию, передавать структуру сказки;
• Учить вступать в общение с взрослыми при помощи речи и игровых действий.
• Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
• Создавать необходимую предметно–развивающую среду.
• Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства с малыми формами фольклора.
• Показать красоту русского языка. Формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей.
• Разнообразить музыкальную, художественно-игровую деятельность.
Предполагаемый результат базируется на том, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается, если:
— педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;
— будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, но и в других режимных моментах;
— малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.
Виды детской деятельности: коммуникативно - речевая, игровая, познавательная, творческая, сенсорная.
Предполагаемый результат реализации проекта:
1. Дети познакомятся: с малыми формами устного народного творчества (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками, с разными видами народной песни, играми и т. п.).
2. Будет развиваться художественно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора.
3. Вырабатывается умение взаимодействия со сверстниками, координировать своё поведение с поведением других, выстраивать межличностные отношения.
4. Повысится культура общения в межличностных взаимоотношениях среди детей и родителей.
5. С помощью родителей обновить уголок ряженья.
6. Провести праздник совместно с родителями «Пришла коляда, отворяй ворота!».
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Ход проекта:
На подготовительном этапе основна задача - этто создание максимально эффективной среды для развития речи детей, проявления их речевой активности и открытости. На этом этапе, должны вводиться произведения различных форм устного народного творчества: пословицы и поговорки, потешки и прибаутки к режимным моментам (колыбельные и пестушки, при приёме пищи и при одевание и т. п.) мирилки, скороговорки, загадки и другие произведения фольклора, активно использовались обороты, метафоры и сравнения присущие фольклорным произведениям.
Использование ежедневно колыбельных песен, перед дневным сном, позволит детям их запомнить и сформирует определённый «ритуал» для засыпания (одна песенка на 1-2 недели). Пестушки должны быть использованы для пробуждения детей. При одевании можно использовать различные словесные игры («Нозови диких животных, домашних» и т. п.) загадывали детям загадки или сопровождалось потешками.
Так же на подготовительном этапе познакомить детей с народными сказками в том числе и «Заяц хваста», «Крошечка-хаврошечка». Провести беседы о героях, запомнившихся моментах.
Ввести пословицы и поговорки в оценку детских поступков как положительных так и отрицательных, употребляли их при каждом подходящем случае, например «от скуки бери дело в руки».
Для преодоления конфликтов предложить детям различные мирилки.
Работа с родителями можно начать с выбора пословицы и предложить родителям объяснить её значение своему ребёнку и нарисовать к ней рисунок.
На основном этапе формирующего эксперимента прежде всего началась работа с пословицами и поговорками. Использовать этот жанр народного творчества при знакомстве с художественной литературой.
Например, при повторном чтении сказки «Заяц хваста», подвести ребят к пониманию, что заяц из сказки «хваста»- это значит «хвастливый». В течении беседы по сказке можно использовать пословицы «Не кричи о себе- пусть другие о тебе тихо скажут» и «Всякому делу конец похвален»,«Доброе дело само себя хвалит».
Познакомить детей с рассказами Б. В. Шергина из книги «Одно дело делаешь, другого не порть. Пословицы в рассказах», в которых ярко раскрыт смысл пословиц. В доступной для детей форме, автор показывает как глубок смысл старинных пословиц, например: «глаза страшат, а руки делают» или «собирай по ягодке – наберёшь кузовок», а также красоту речи, в случаях их употребления. Это не только позволит раскрыть смысл пословиц в доступной для детей форме, но и пополнит словарный запас (кузовок, алебастровая статуя, кликать и т. п.). Это позволит перейти к составлению рассказов по пословицам и осмысленной их иллюстрации.
Детские рисунки необходимо собрать в альбом и оформить дидактическую игру «Угадай пословицу».
Для обогащения речи детей фразеологизмами и оборотами воспитателям следует включить в свою речь понятные и яркие словосочетания, активно передающие эмоциональную окраску речи, например: «утро вечера мудренее», «красно солнышко», «мороз- трескучий, «капля в море», «водой не разольёшь», «держи себя в руках», «не в сказке сказать, ни пером описать» и т. п. для закрепления знаний пословиц и поговорок следует проводить дидактические игры например «Доскажи пословицу», в начале работы воспитатель говорит начало, а дети продолжают, а затем начало говорит один ребёнок, а продолжает другой.
Е. А. Флёрина и Н. Гавриш отмечали, что главное условие использования пословиц и поговорок - уместность, когда скрытый смысл слов выражен ситуацией. И в своей работе с этими произведениями народного творчества, мы старались дать каждому ребёнку возможность почувствовать, что именно меткое слово пословицы (поговорки) может остановить хвастуна или задиру. Таким образом мы формировали нравственные качества (трудолюбие, дружелюбие и т. п.) и стимулировали детей к активному использованию таких малых форм устного народного творчества, как поговорки и пословицы.
Для развития фонетико-фонематического слуха в рамках проекта можно использовать различные дидактические игры, например: «Найди звук», «Поиграем в сказку», «Светофор» и др.
При постановке и автоматизации звуков в речи детей мы использовали дыхательные, артикуляционные, логоритмические упражнения и пальчиковые игры (Приложение 1, основная часть из них являются произведениями устного народного творчества («Пальчик- пальчик, где ты был…», «Сидит белка на тележке.» и др). Наряду с этим мы познакомили детей с потешками в форме диалога, например «Кисонька- мурысенька», «Федул, что губы то надул…». Эти потешки позволят продолжить работу по формированию звуковой культуры речи, эмоциональной окраске речи детей, над вопросительной и восклицательной интонацией, а так же наглядно продемонстрировать грамматически правильно построенные выскаывания.
Для закрепления и совершенствования дикции целесообразно использовать скороговорки(5-7шт) (Приложение 1). Согласно рекомендациям А. М. Бородич, следует разучивать две- три скороговорки за месяц, например: «Бежит лиса по шесточку: «Лизни, лиса, песочку!» и «Три сороки тараторки тараторили на горке». Если предложенные скороговорки для детей новые, то разучиванию предшествовало чтение воспитателем скороговорки несколько раз, негромко, ритмично. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают ёё. А на последующих занятиях можно разнообразить задания и предложить детям рассказать скороговорку громче и тише, весело и грустно, ласково и в форме приказа, рассказывать по частям, обращая внимание на четкость звуков, артикуляцию и мимику.
Для выработки отчётливого и ясного произношения можно использовать упражнения на звукоподражание. Например: «Наши уточки с утра: кря-кря-кря…». И также выполнять эти упражнения с изменением силы голоса, интонации, эмоциональной окраски. Педагогическая задача, при воспроизведении подобных текстов, в том, что бы каждый ребёнок почувствовал силу звучания голосов птиц: петух- громко, утки- отрывисто и т. д.
Такой жанр народного творчества, как загадка - должен быть активно включён в жизнь детей и взрослых. Загадки необходимо использовать в занятиях, наблюдениях, беседах, сюжетно-ролевых играх. С помощью загадки необходимо подтолкнуть детей взглянуть по-новому на привычные предметы или явления, увидеть их неповторимость.
Работа над загадками может быть построена, по методу Ю. Г. Илларионовой - доказательность. То есть перед ребенком ставиться конкретная цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильная. Процесс доказательства, рассуждению и подбор фактов и доводов можно построить в форме соревнования: "Кто правильнее докажет?", "Кто полнее и точнее докажет?", "Кто интереснее докажет?"
Чтобы менялись содержание и способы доказательства, Ю. Г. Илларионова рекомендует предлагать разные загадки об одном и том же предмете, явлении. Это активизирует словарь детей, показывает, как они понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку. Обучая детей сравнивать загадки об одном и том же предмете или явлении, мы пользовались дидактическими играми Е. Кудрявцевой (Приложение 3). Она также считает, необходимым учить детей осознанно выделять и запоминать различные признаки загаданного. Если нет полного и правильного анализа материала загадок, то будет затруднено или станет невозможным их отгадывание и сравнение.
Кроме того, были организованы мероприятий по непосредственно образовательной деятельности детей, где решались речевые задачи и обращалось внимание на жанровые и языковые особенности, на следующие темы:
1. «Путешествие в тридесятое царство» (моделирование сказки).
Программное содержание: Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках. Учить узнавать сказку по заданию. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования. Продолжать развивать умение образовывать прилагательные от существительных. С помощью суффикса -оч- образовывать уменьшительно ласкательную форму существительного. Знакомить и обогащать речь детей при помощи пословиц и поговорок. Развивать умение составлять описательный рассказ; рассказывать, соблюдая композицию и порядок появления героев в сказках. Развивать артикуляционный аппарат и умение дифференцировать звуки ж и ш в словах. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству. А так же отзывчивость, дружелюбие и коммуникабельность.
2. «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…». (Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском быте и гостеприимстве).
Программное содержание: знакомство с предметами быта в русской избе и активизация в речи детей пословиц и поговорок о русском быте и гостеприимстве. Продолжать учить изменять слова в зависимости от размеру предмета, согласовывать существительные, прилагательные и глаголы по роду и падежу. Обогащать словарь детей. Развивать связную речь, упражняя в составлении простых и сложных предложений. Развивать навыки речи-доказательства. Воспитывать любовь и уважение к истории народной культуры.
3. По потешке «Тень тень, потетень, выше города плетень».
Програмное содержание: Продолжать знакомить детей с русскими народными потешками. С помощью логоритмических и артикуляционных упражнений развивать звуковую культуру речи (постановка звука Л).Учить согласовать слова – предметы и слова – признаки в нужном числе и падеже для формирования грамматического строя речи и активизации словаря. Учить строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. Развивать умение подбирать к слову – предмету как можно больше слов – признаков и правильно их согласовывать. Для развития связной речи совершенствовать умения составить короткий рассказ по потешке, используя разные характеристики героев. Обогащать словарный запас. Побуждать детей самостоятельно искать выразительные средства (движения, жесты) для создания художественного образа. Воспитывать интерес к чтению народных произведений, а так же отзывчивость и внимательность к окружающим.
4. «Люли, люленьки прилетели гуленьки!» (знакомство с материнским фольклором).
Программное содержание: Учить детей применять произведения русского фольклора: потешки, пестушки, колыбельные. Продолжать учить образовывать однокоренные слова. Развивать умение через интонацию передавать эмоциональный окрас произведения. Продолжить работу по постановке и автоматизации звуков ж, ш, с, л, л‘, р, р‘. Развивать навык совмещать слова с действиями. Обогащать словарь детей и активизировать его. Воспитывать в детях отзывчивость, доброту. Воспитывать интерес любовь к устному народному творчеству.
Представленные занятия позволят развить артикуляционный аппарат, для постановки правильного произношения различных звуков; выполнять логоритмические упражнения, проговаривать скороговорки и потешки содержащие проблемные звуки, для их автоматизации и дифференцирования.
Произведения и обороты характерные только устному народному творчеству использовать не только на занятиях по развитию речи, а и на других занятиях (ФЭМП, ознакомление с окружающим, ИЗО деятельности, физкультурных и музыкальных). Подвижные народные игры (Приложение 3, которые помимо закрепления основных видов движений, позволяют обучать детей координировать свои действия со словами. Это позволяет развивать фонематический слух, закреплять грамматический строй родной речи.
Консультация с родителями «Добро и во сне хорошо» (Приложение 4) .
Цель: напомнить родителям о значение колыбельных песенок в воспитании детей, соблюдение режима отдыха и бодрствования для воспитания здорового и крепкого ребёнка.
Круглый стол с родителями «Лучший в мире сказочник».
Цель: познакомить родителей с разнообразием жанров устного народного творчества: пестушками, потешками, прибаутками, пальчиковыми играми, докучными сказками. Дать рекомендации, как рассказывать ребёнку сказки.
В родительском уголке, разместить текстовый материал с различными произведениями фольклора и раздали печатный материал с текстами колыбельных песен и докучных сказок.
Привлечь родителей к организации фольклорного праздника «Пришла коляда, отворяй ворота!».
С помощью родителей обновить уголок ряженья (в том числе народными костюмами, что поможет привлечь детей к сюжетно- ролевым играм и самостоятельной театральным постановкам знакомых художественных произведений (сказок, потешек- диалогов и т. п).
Таким образом малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми могут использоваться в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).
Приложение 1
Игры для развития артикуляционного аппарата и мелкой моторики.
Эти упражнения можно использовать как физкультминутку или релаксационную паузу в серьезных занятиях.
Цели: развивающая, коррекционная, воспитательная.
Задачи: развитие четкой артикуляции и речи, гибкости, правильного дыхания, формирование положительных навыков поведения в детском коллективе.
Оборудование: специального не требуется.
Форма работы: групповая или индивидуальная.
Скороговорки, дыхательно-голосовые упражнения:
Описание и приемы проведения игры. Воспитатель с детьми (ребенком) повторяют, ранее разученные скороговорки. Например:
- Бежит лисичка по шесточку : «Лизни лиса песочку!».
- Стоит воз овса, возле воза овца.
- Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
- Течёт речка, печёт печка.
- Три сороки тараторки тараторили на горке.
- Дуб дубовастый, широкозеленистый.
Затем делается переход к дыхательно-голосовым упражнениям.
1. «Сердитый котенок». Рот должен быть широко раскрыт, причем нижняя челюсть должна оставаться в неподвижном положении. Ребенку предлагается высунуть язык на середину вперед и поднять вверх. Кончик языка должен прижиматься к нижним зубам.
2. «Наказание языка». Рот должен быть широко раскрыт, причем нижняя челюсть должна оставаться в неподвижном положении. Ребенку предлагается положить язык между зубами и слегка покусывать. Затем несколько раз прижать язык расслабленными губами.
3. «Ветерок по подбородку». Ребенку предлагается втянуть нижнюю губу под верхнюю и подуть вниз на подбородок. Подбородок должен почувствовать прохладный ветерок. Упражнение рекомендуется выполнять молча, несколько секунд, на одном дыхании.
4.«Ветерок на ладошке». Ребенку предлагается растянуть сомкнутые губы. Затем подставить под подбородок тыльную сторону ладони и подуть на ладонь на одном выдохе по подбородку. После это упражнение повторяется, при этом малыш должен шепотом произнести звук «ах».
5. «Отогревание ладошек». Ребенку предлагается согнуть руки в локтях, ладони расположить в положении вперед на расстоянии приблизительно 15 см ото рта и подуть на них теплым воздухом. Затем повторить упражнение, при этом на выдохе произносить слог «фа».
Пальчиковые и логоритмические игры:
Задача: читать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями. Развитие внимания, координации, чувство ритма и слуховое внимание.
«Сенокос»
Старый заяц сено косит, «косит»
А лиса сгребает. «сгребает»
Муха сено к возу носит, «носит»
А комар кидает. «кидает»
Довезли до сеновала. вращение колёс
С воза муха закричала:
«На чердак я не пойду, движение головы вправо-влево
Я оттуда упаду, притопы
Ноженьку сломаю, 4 прыжка на одной ноге
Буду я хромая. «хромает»
«Едем, едем на тележке»
Едем, едем на тележке Скрип-скрип
Распевать в лесу потешки.
Листья ласково шуршат, Ш-ш-ш
Птички звонко так свистят. Фью-фью
Белочка на ветке орешки грызёт, Цок-цок
Рыжая лисичка зайца стережёт. Тс-тс
Едем, едем на тележке Скрип-скрип
Распевать в лесу потешки.
Ручеёк журчит, Болтание языком
В речку он бежит.
Долго-долго ехали, Скрип-скрип
Наконец, приехали!
Ух! Хором
«Скок-скок-поскок»
Скок-скок-поскок, ритмичные поскоки по кругу,
Сколочу мосток, в руках – деревянные ложки или кубики, на них
Серебром замощу, отстукивается ритм стиха
Всех ребят пущу.
«Фома и Тимошка»
Стучит, бренчит по улице, Топающий шаг вперёд по кругу
Фома едет на курице.
Тимошка на кошке Лёгкий бег по кругу
Туда же по дорожке
«Ай, дуду»
Ай, дуду, дуду, дуду, Имитация игры на трубе
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу,
Во трубу серебряну.
Через мышкин, мышкин дом Изображают дым
Идёт дым столбом, столбом. Выброс пальцев кистей рук («брызги»)
Кошка с мышкой подрались, Пружинка с разворотом
В одной ямке собрались. Сужение круга в центре, присесть
«Волк»
Через речку, через мост приставной шаг с пружинкой
Серый грозный волк идёт. выбрасывание пальцев рук вперёд,
Страшный волк-волчи-ще раскрывая кулачки
Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк. 4 хлопка
Острые зуби-щи, выбрасывание пальцев рук вперёд, раскрывая кулачки
Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк. 4 хлопка
«Ты, мороз!»
Ты, мороз, мороз, мороз, Сужение круга
Не показывай свой нос! Расширение круга
Уходи скорей домой, Сужение круга
Стужу уноси с собой. Расширение круга
А мы саночки возьмём Лёгкий бег по кругу на носочках, держась за руки
И на улицу пойдём.
Сядем в саночки-самокаточки,
С горки –Ух! Присели
«Как на горке снег»
Как на горке снег, снег, 4 хлопка
И под горкой снег, снег. 4 шлепка по коленкам
А под снегом спит медведь, 7 притопов
Тише, тише, не шуметь. «тс» — показать 4 раза
«Тили-бом!»
Тили-тили, тили-бом! Прист. шаг, пружинка (2 раза)
Сбил сосну зайчишка лбом! 3 хлопка, «ударить» ладонями по лбу
Жалко мне зайчишку – наклоны головы вправо-влево
Носит зайка шишку.
Поскорее сбегай в лес, лёгкий бег по кругу
Сделай заиньке компресс! на последнее слово — присесть
«Тук-тук»
Тук-тук-тук-тук- Кулачок о кулачок
Это что за стук? Хлопки
Деревянный это звук: Шлепки
Тук-тук-тук-тук. Кулачок о кулачок
Тук-тук-тук-тук- Кулачок о кулачок
Это что за стук? Хлопки
Дятел жил в дупле пустом, Шлепки
Дуб долбил, как долотом. Кулачок о кулачок
***
У бабы Фроси пяток внучат,
У бабы Фроси пяток внучат,
(Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом – другую).
Все каши просят,
Все криком кричат:
(Вспеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).
Акулька – в люльке,
Аленка – в пеленке,
Аринка – на перинке,
Степан – на печке,
Иван – на крылечке.
(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее).
***
Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.
***
(зажимаем пальчики)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(Разжимаем пальчики)
***
(зажимаем пальчики)
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.
***
Динь-динь-бом,
Динь-динь-бом «позвенели» у правого уха
Ходит кошка с бубенцом.
Мыши сразу услыхали. руку к левому уху
Динь-бом, динь-бом.
Быстро в норку убежали "бежим" пальцами по столу
Динь-бом, динь-бом.
Затворили крепко дверь. спрятали руки под стол
Динь-бом, динь-бом.
Не поймаешь их теперь. погрозить пальчиком
Динь-бом, динь-бом.
***
Мыли мылом ушки, изображаем, как мы моем ушки
Мыли мылом ножки, изображаем, как мы моем ножки
Ах, какие ладушки, ладошки поднимаем над головой
Ладушки – ладошки. крутим ладошками над головой
Наварили кашки,
Помешали ложкой, как в «сороке-вороне»,пальчик крутим по ладошке
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Строили ладошки ладошки изображают домик над головой
Домик для матрешки.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Прилегли ладошки ладошки "ложатся спать" под щеку
Отдохнуть немножко.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
и другие.