Лучший педагог года

Использование легоконструирования как средства развития творческого воображения детей дошкольного возраста

Татьяна Петровна Иванова
Использование легоконструирования как средства развития творческого воображения детей дошкольного возраста

Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познает мир,

но и выражает к нему свое отношение.

Традиционные формы и методы обучения все в меньшей степени способны

откликаться на изменения характеризующие современность.

Современные дошкольники часто отдают свое предпочтение лего-конструктору, и не зря!

Использование лего-технологий способствует :

развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали

Публикация «Использование легоконструирования как средства развития творческого воображения детей дошкольного возраста» размещена в разделах

разной формы, окрашенные в основные цвета;

развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти,

внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

• тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

• сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения;

• конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. (вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.)

В работе с лего-конструктором у ребенка возникает чувство безопасности, так

как конструирование – это мир под его контролем.

Лего-конструктор не вызывает у ребенка негативного отношения и вся

образовательная работа воспринимается им как игра.

Лего - конструктор на сегодняшний день незаменимый материал для занятий в

дошкольных учреждений. Когда ребенок увлеченно и с удовольствием играет с Лего, то в это время у него развивается : память, внимательность, ловкость, умение обобщать и сравнивать предметы, познавательная активность и эмоционально - волевая сфера. Во время игры с Лего - конструктором включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. Поэтому применение Лего-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики являются незаменимыми в логопедической работе. Лего-конструктор – это универсальный дидактический материал, который можно использовать на любых занятиях.

Закрепление сенсорных представлений и пространственного восприятия с

помощью лего-конструирования :

• Для развития слуховой памяти и увеличения объ ма произвольного слухового

внимания используется упражнение «Волшебный диктант», где тетрадный лист заменяется планшет - пластиной, а карандаш – лего-деталями. При формировании у ребенка пространственных представлений и усвоении их словесных обозначений используется геометрическая мозаика. Сначала реб нок должен научиться показывать, какие геометрические фигуры располагаются вверху и внизу от центральной фигуры, а какие - справа и слева от не. В последующем, по словесной инструкции, дети сами располагают фигуры на пластине. Данные задания помогают детям в игровой форме усвоить такие понятия, как «вверху - внизу», «выше - ниже», «справа – слева». Собирая пирамиду или другую постройку, дети познают трехмерное пространство и знакомятся с пространственными предлогами: «над»,

«под», «между», «возле», «перед», «около» и другими. Все описанные виды работ активизируют зрительное внимание реб нка, приучают его присматриваться к предлагаемым изображениям и замечать в них не только сразу бросающееся в глаза сходство, но и небольшие различия.

Примеры дидактических игр для младших дошкольников :

«Найди кирпичики, как у меня»

Цель: закреплять цвет, форму детали.

«Разложи по цвету»

Цель: закреплять цвета.

«Что изменилось?»

Цель: закреплять цвет, форму, внимание

«Собери модель по памяти» (из 4-6 деталей,

«Простые логические цепочки».

В старшем дошкольном возрасте при знакомстве и закреплении состава числа на занятиях активно используется лего-мозайка.

Легоконструирование на занятиях по обучению грамоте.

Важная роль при подготовке к школе отводится развитию мелкой моторики.

Предлагая детям работу с мелкими элементами, требующими тонких и точных

движений пальцев и четкого согласования движения руки и глаза, мы готовим руку ребенка к письму.

На начальном этапе по подготовке к обучению грамоте знакомим детей с

термином «звук». С этой целью используются лего-человечки в разноцветных

костюмчиках. Человечки в красных костюмчиках изображают гласные звуки, в синих и зеленых - согласные звуки (цветовая гамма помогает усвоить их «твердость» и «мягкость»). Для уточнения предлагаем детям самостоятельно построить домики для своих героев.

На занятиях мы учим детей не только различать звуки, улавливать разницу

между оппозиционными звуками и выделять заданный звук, но и обучаем звуковому анализу и синтезу. Манипулируя «человечками», переставляя их местами, ребенок экспериментирует, получает новые слоги. В последующем разноцветные «человечки» заменяются кирпичиками соответствующего цвета. Это необходимо для составления схем слов. Таким образом, детей знакомим с понятием «схема слова». По аналогии используем лего при составлении схемы предложения.

Для лучшего запоминания образа буквы необходимо задействовать как можно

больше анализаторов (зрительный, тактильный, кинестетический). С данной задачей справляется лего-конструктор. Для поддержания интереса на занятии, при знакомстве с новой буквой, детям предлагается загадка. Отгадка (буква) выкладывается на планшете с помощью лего-элементов.

К концу дошкольного периода дети знают буквы, большинство из них умеют

читать.

Лего-конструирование при закреплении лексических тем в разной деятельности помогает детям, более эмоционально проявляют свои

познавательные возможности. Можно использовать различные задания на построение героев изученных сказок, пройденных животных, растений, транспорта, строительства зданий, при закреплении ПДД. Лего-конструктор приходит на помощь в тех случаях, когда ребята участвуют к подготовке к театральной постановке.

Сначала они строят своих героев из конструктора, и, репетируя, озвучивают их.

Поправляя детей, педагог указывает на ошибки их героев, а не их самих, что

позволяет некоторым ребятам перестать бояться совершить ошибку. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объемному образу декораций из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным. При этом работа над связной речью ведется в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.

В силу своей универсальности лего-конструктор является наиболее

предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить

образовательный процесс в ДОУ.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для развития творческого воображения «Пушистые фантазии»Дидактическое пособие для развития творческого воображения «Пушистые фантазии» Сегодня хочу поделиться с вами новой интересной публикацией. Может она кому и пригодится в работе. В нашем ОУ годовой задачей на этот год.

Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель»Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель» .

Использование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возрастаИспользование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возраста Использование игровой технологии: «Судоку», как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Зачем ребенку логика? Дело.

Использование макаронных изделий как средства развития мелкой моторикиИспользование макаронных изделий как средства развития мелкой моторики Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. И это – один из показателей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование легоконструирования как средства развития творческого воображения детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 марта 2024 в 16:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД