Хапаева Лариса Борисовна
Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев отмечают, что творческое воображение является центральным психологическим «завоеванием» дошкольного детства.
Творческое воображение ребенка зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития, индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента, и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.
Публикация «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.
Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение со взрослыми; необходимость разных видов деятельности.
Игра является - ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Это известный постулат детской психологии.
Существуют разные подходы к классификации игр. Д. В. Менджерицкая предлагает следующую классификацию:
1. Творческие игры различаются : по содержанию, по организации и количеству участников, по виду.
2. Игры с правилами, имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий: по характеру - подвижные и дидактические игры.
Особо важной в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. Она вплотную подводит ребенка к способности, характеризующей воображение взрослого, - способности действовать в плане образов, в плане представлений. Л. С. Выготский отмечает, что воображение ребенка приковано к предметам, с которыми он действует, затем он опирается на игровые действия в сюжетно-ролевой игре, но уже к концу дошкольного возраста воображение ребенка отрывается от внешних опор и переходит во внутренний план.
Сюжетно-ролевая игра имеет свою структуру, С. Л. Новоселова выделяет следующие ее компоненты: воображаемая ситуация, роль, правила, участники, игровые действия, предметы, сюжет, содержание.
Очень тесно, сюжетно-ролевой игрой связана театрализованная игра детей, которая является разновидностью первой.
Сюжетно-ролевая и театрализованная игры имеют общую структуру. Они включают замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевое действие, правила. Творчество проявляется в данных видах игр в том, что дети творчески воспроизводят все то, что видят вокруг: ребенок передает свои чувства в изображаемо явлении, творчески претворяет замысел, варьирует свое поведение в роли, по своему использует предметы и заместители в игре.
Развивать творческое воображение детей возможно, так же возможно используя и элементы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). ТРИЗ возникла в нашей стране в конце 40-х годов усилиями выдающегося российского ученого, бакинского изобретателя, писателя-фантаста Г. С. Альтшуллера. ТРИЗ можно считать обобщением сильных сторон творческого опыта многих поколений изобретателей, сумевших эффективно разрешить противоречия, возникающие в процессе решения задач.
ТРИЗ, как и другие системы, развивается. ТРИЗ сегодня - это комплекс, состоящий из трех взаимосвязанных направлений ТРИЗ -- РТВ -- ТРТЛ, где:
ТРИЗ - направлена на формирование умения ставить и успешно решать творческие задачи при помощи инструментов ТРИЗ;
РТВ (развитие творческого воображения) - направлено на управление воображением с целью создания новых образов.
ТРТЛ (теория развития творческой личности) - направлена на формирование в человеке активной творческой позиции, предусматривающей постановку Достойной цели и успешного продвижения к ней.
К старшему дошкольному возрасту, в связи с развитием воображения детей, увеличившимся их опытом и знаниями, усложняется содержание игры; игровые сюжеты представляют собой уже не привычные последовательности событий (как они существуют в реальной жизни, а комбинирование, преобразование их, соответствующее желаниям и намерениям ребенка.
Однако не все ситуации и события могут быть реализованы в игре через роль (то есть набор действий и высказываний, специфичных для какого-то лица). Поэтому на определенном этапе развития ребенка (при расширении знаний и представлений об окружающем мире) роль начинает мешать творческому построению сюжета игры детьми. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту у ребенка замечается стремление не только к повторению в игре действий и отношений других людей, но и к творческому воссозданию, придумыванию событий, участником которых он хотел бы быть сам. Такое желание детей может быть реализовано в игре только при условии того, что ребенок выйдет за пределы построения игры с помощью роли и овладеет способами творческого построения сюжета.
В своих играх дети старшего дошкольного возраста уже почти не используют предметы-заместители, так же как и многие игровые действия. Дети учатся отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем изображении. Игра может протекать во внутреннем плане.
Творческие игры детей старшего дошкольного возраста уже более сложные как по содержанию, по использованию средств отображения реальной жизни, так и по их организации. Часто это длительные творческие игры, то есть, игры, в которые дети играют долгое время (неделю, две, месяц и т. д., постоянно развивая сюжет, усложняя содержание игры, глубоко затрагивающие чувства и интересы детей, отражающие их психическое
развитие. Содержание этих игр преимущественно связано с современной жизнью или с наиболее любимыми сказками, рассказами, мультфильмами.
Возникающие в воображении ребенка образы, ситуации, действия он реализует в своих играх. Наличие воссоздающего воображения у детей старшего дошкольного возраста способствует тому, что их игры становятся богаче по содержанию, интереснее и увлекательнее по выдумке, замыслу. Построение образов приобретает творческий, сознательный, активный характер. Ребенок не просто копирует, воссоздает жизнь такой, какая она есть, а в изображении тех или иных ситуаций, персонажей вносит много изменений, своих элементов, свободно комбинируя впечатления жизни с содержанием выдуманных историй (сказок, рассказов, мультфильмов). Воображение детей становится активным и имеет целенаправленный характер. Ребенок создает образ или воображаемую ситуацию в зависимости от задач, которые он ставит сам себе (в игровой деятельности) или, которые перед ним ставит взрослый.
Творческое воображение старших дошкольников, которое представляет собой сложную переработку полученных представлений, дополнение одних образов элементами других, — это необходимая ступень в развитии подлинного творческого воображения. И мы, взрослые – родители, психологи, воспитатели и др. — должны поддерживать и поощрять его развитие.
Важно использовать в своей работе с детьми по развитию творческого воображения игры-путешествия, которые включают разнообразный познавательный материал, богатый речевым наполнением. Сценарии игр- путешествий составлены таким образом, – что дети читают стихи, поют песни. Дети не утомляются, так как деятельность разнообразна, яркие образы вызывают интерес. Игры-путешествия можно проводить в любом месте, где есть пространство. Они не требуют специальной подготовки, так как допускают бесконечную импровизацию с учетом знаний детей. Важно играть только до тех пор, пока детям интересно и их внимание сконцентрировано. Закончить игру можно в любом месте, а в следующий раз продолжить.
В процессе игры важно принимать любые дополнения и предложения детей. Опираясь на воссоздающее воображение, можно развивать и творчество.
Этюды дают взрослому представление, как можно вербально наполнить разыгрываемую ситуацию, развивая воображение детей. Важное условие –
нельзя долго описывать ситуацию, импровизировать без действий. Любое вербальное сопровождение идет параллельно с действиями детей. Детализация описания предмета, действия, события для конкретного ребенка или группы детей позволяет достаточно долго поддерживать интерес и внимание даже детей с задержкой психического развития.
Игры-беседы спланированы как вариант игр, в которых вся беседа с ребенком построена на воображении. Это игры, в которых ребенок перевоплощается в живое или неживое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих. Игры развивают эмпатию, учат быть внимательными, развивают память, мышление, любовь к природе, диалогическую речь. В процессе беседы необходимо придумывать вместе с детьми ситуации, фантазировать. Данные игры можно проводить индивидуально или с группой детей, на занятиях или вне их.
Игры-импровизации можно использовать, на всех видах занятий, включая музыкальные, физкультурные, хореографические. Вхождению в образ помогает музыка, которую подбирают в соответствии с характером изображаемого объекта, действий. Взрослый только описывает ситуацию, но ничего не показывает, чтобы дети не подражали, а сами искали образ, проявляя свою творческую индивидуальность. Игры способствуют развитию пластики, чувства ритма, музыкального слуха, пантомимики, закрепляют знания об окружающем, дают возможность ребенку проявить себя через самовыражение. Взрослый поощряет оригинальность, непохожесть, поиск, комментируя действия детей.
Мини-этюды чаще используются для того, чтобы собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности. Объекты изображения очень просты, доступны. Воссоздающее воображение помогает детям представить образ и показать его через пантомимику.
Первоначально проводятся игры по подражанию, затем дети начинают фантазировать сами.
Воспитатели могут включать предложенные игры в занятия, что будет способствовать улучшению развития у детей способности фантазировать, понимания закономерностей, облегчит решение сложных проблемных ситуаций.
Психологи могут использовать предлагаемые упражнения в групповых занятиях или на индивидуальных встречах.
Родители могут использовать задания, которые можно выполнить дома с ребенком. Эти задания помогут родителям глубже понять своего ребенка.
Необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста. А именно:
Дети 3-4 лет предпочитают подвижные игры. Они склонны к подражанию, поэтому будут стремиться повторять действия и движения взрослого, им трудно усидеть на одном месте.
Дети 5-6 лет уже способны к контролю своего поведения. Они также любят играть и двигаться. Они любят занимать главные роли в играх.
Дети 7 лет способны выполнять вербальные задания. Они с удовольствием рисуют и демонстрируют свои рисунки окружающим. Они уже достаточно хорошо анализируют свое внутреннее состояние.
Главное условие успешности работы – это умение и желание ведущего играть с детьми.