Пирожкова Ирина Николаевна
Использование инновационной игровой технологии в развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, для успешного обучения в младших классах средней школы и для успешной адаптации детей к жизни в обществе.
Публикация «Использование инновационной игровой технологии в развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности рассматривали многие прогрессивные педагоги еще в прошлых столетиях. Разрабатывая вопросы развития у детей математических представлений, они заботились об их использовании в жизни.
Многие видные психологи и педагоги (П. Я. Гальперин, А. Н. Леушина, Т. В. Тарунтаева) считают, что формирование у детей математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть математическими понятиями и представлениями.
Обучение математике не должно быть обязательно скучным занятием для ребенка. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало. Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые настаивают. Поэтому основная задача педагогов и родителей сделать так, чтобы дошкольнику было интересно заниматься математикой. Тогда маленькие непоседы и сами не заметят, как войдут в удивительный мир математических знаний.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Применение данной технологии обусловлено тем, что у детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенное мышление, имеющее в своей основе развитую сенсорику, реализующуюся во время действий ребенка с разнообразными предметами, а ведущей деятельностью младших дошкольников является игровая.
Инновационная игровая технология используется в качестве как самостоятельной образовательной технологии, так и в качестве непосредственной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста и включает в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных игр. Игровая технология построена как целостное образование и обхватывает ту часть образовательного процесса как развитие математических представлений младших дошкольников. В нее включены последовательно игры и игровые упражнения, направленные на развития зрительной и словесной памяти, на формирование концентрации и расширения объема внимания, на развитие восприятия и воображения, на формирование умения абстрагироваться, развитие умственных умений, таких как: обобщение, сериация, сравнение, анализа и синтеза, счета и количественных представлений.
В запасе игровой технологии присутствуют игры, способствующие обогащению бытового словаря, связной речи, игры, развивающие наблюдательность, укрепляющие волю и развивающие вариативное мышление.
Так же используются такие игры как : предметные развивающие игры Б. П. Никитина, логические блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, рамок и вкладышей Монтессори. Развивающие игры, как элемент игровой технологии, дают возможность объединять один из основных принципов обучения «От простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям. Каждая игра или игровое упражнение, являющиеся элементом инновационной игровой технологии, сами по себе имеют методическую, дидактическую и психологическую цели, но объединяя несколько игр в одну образовательную систему, что является необходимым критерием инновационной игровой технологии, я объединяю их одним содержанием, сюжетом и персонажем. Это дает возможность в данном курсе выйти на качественно новый уровень воздействия на детей в процессе образовательной деятельности. Одним словом, использование игровой технологии дает мне возможность так организовать процесс образовательной деятельности, что она представляет собой систему специально подобранных развивающих, дидактических, познавательных игр и упражнений, которые во всем своем разнообразии исходят из общей идеи, обладают характерными особенностями и строятся, в основном, на действии детей с разнообразными предметами. Это дает возможность детям приобрести свой опыт освоения математических премудростей.
При подготовке и проведении деятельности по математическому образованию дошколят я всегда помню и учитываю возрастные и индивидуальные особенности каждого из воспитанников.
Безусловно, для детей младшего дошкольного возраста основная деятельность – игра. Исходя из этого, я строила свою совместную образовательную деятельность в игровой форме. Малыши – несмышленыши в этот момент даже и не догадывались, что участвуют в сложном процессе обучения. Вся деятельность для них была лишь игра, в которой главную роль я брала на себя, а они являлись основными участниками проводимого и в ту же очередь образовательного процесса. Всю свою образовательную деятельность организовывала так, чтобы по возможности в действии одновременно участвовали все дети, и им не приходилось ждать своей очереди. Проводила игры, связанные с активными движениями: ходьбой, бегом, элементарными упражнениями. Я не допускала, чтобы все используемые методы отвлекали малышей от главной, пусть ещё и элементарной математической работы.
Большую помощь в организации деятельности по формированию элементарных математических представлений оказывало создание игровой мотивации, т. е. использование знакомых детям персонажей, героев известных им литературных произведений, которые ставили перед детьми проблемные ситуации, предлагали найти и использовать в деятельности способы их решения, заставляли думать, сравнивать, анализировать.
С целью развития у детей психических процессов, образовательной деятельности использовали различные игры и упражнения. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур. Кроме того, предлагала задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определённой последовательности квадрат, большие и маленькие круги жёлтого и зелёного цвета. Постепенно задания усложнялись. Использование игровой мотивации поддерживало интерес у наших малышей, выполняя задания, они учились логически мыслить, сравнивать, рассуждать, отвечать на вопросы. У детей младшего дошкольного возраста ещё недостаточно сформирован словарный запас, поэтому наиболее сложным для малышей является отражение в речи математических связей и отношений, т. к. здесь требуется умение строить предложения.
На основе всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование игровых методов и приемов при формировании математических представлений зависит от возраста детей, уровня математического развития, индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также от интеграции всех методов и приемов обучения детей дошкольного возраста.
В результате работы в группе был собран разнообразный материал для организации и проведения игр и игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. Оформлен математический уголок в группе для самостоятельной деятельности воспитанников и обогащена предметная среда современными дидактическими пособиями.
Широкое применение игровых технологий позволяет развивать математические способности у воспитанников в течение всего дня и делает занятия математикой увлекательными и любимыми.