Ульянова Ирина Анатольевна
Использование информационно-коммуникационных технологий в НОД по образовательной области «Музыка»
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ в НОД по образовательной области «Музыка»
Сегодня я расскажу об использовании информационно-коммуникационных технологий в непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Музыка».
Руководитель международной Лаборатории технологий «Образование для Новой Эры» Анатолий Гин сказал: ««Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад»
Публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий в НОД по образовательной области „Музыка“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Что такое информационно коммуникационные технологии - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера.
Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, принтера, аудио оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации (технические средства). Сюда же относится и программное обеспечение (музыкальные энциклопедии, мультимедийная программа, “Шедевры музыки”).
Использование ИКТ – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная современным образованием. Компьютеры уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Даже в детском саду представить себе работу без них уже невозможно. Никого не удивляет, что многие дети с дошкольного возраста свободно владеют компьютером, для них это еще один источник информации и развития. И мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий.
Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии.
Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Ведь использование информационно коммуникационных технологий позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного, задействовать на занятии все виды памяти:
зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.
Цель:
С помощью средств ИКТ приобщать детей к различным видам музыкальной деятельности, активизируя процесс формирования музыкальных способностей, развивать умственную и эмоциональную сферу ребёнка, воспитывать музыкальный вкус и кругозор дошкольников.
Задачи:
• сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;
• существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;
• обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом ФГТ;
• активизировать творческий потенциал ребёнка, способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Музыка» с использованием ИКТ базируется на следующих общедидактических принципах обучения:
принцип сознательности и активности;
принцип связи обучения с практикой;
принцип системности и последовательности;
принцип доступности;
принцип наглядности;
принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
принцип полноты и целостности.
Рассмотрим, какие функции выполняет компьютер в педагогической деятельности музыкального руководителя :
1. Компьютерные технологии являются источником учебной и музыкальной информации.
2. Помогает создать дидактический материал, картотеки.
3. Компьютер позволяет создавать наглядные пособия, как демонстрационный материал, так и раздаточный.
4. Оформлять документацию.
5. Работать с музыкальными файлами, создавать фонотеки.
6. Помогает обобщать и распространять опыт работы.
Основные виды в музыкальной деятельности – это :
Восприятие музыки (слушание)
Пение
Музыкально-ритмические движения
Детское музыкальное творчество
Я ещё отнесу сюда музыкально-дидактические игры.
Рассмотрим возможности использования ИКТ по видам музыкальной деятельности.
Восприятие музыки : это может быть демонстрация портретов композиторов,
подборка иллюстраций к музыкальным произведениям.
Но больше всего дети любят смотреть видеоклипы. Их сейчас очень много по программному слушанию для всех возрастов.
Например: русская народная песня «Петушок», клип длится всего 37 секунд. Если раньше я приносила на занятие игрушку петушка, или картинку, то теперь детям интересней посмотреть вот такой видеоролик.
Следующий вид деятельности – пение, которое начинается с дыхательной гимнастики. Здесь я использую упражнение «Подуй на листочки» (зимой на снежинки, весной на одуванчик)
Видео – иллюстрации с элементами анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона упражнение «Самолёт», дети на звук «У» изображают, как летит самолёт сверху вниз.
Самолёт летит по прямой, звук на одном месте.
При пении песен использую видео иллюстрации, или заставки к детским песням. Например к песне «Осень милая, шурши».
В музыкально-ритмических движениях использую видео – клипы для знакомства с танцами, особенностями их исполнения. А так же видео – схемы танца и мнемотаблицы на перестроение, ориентировку в пространстве.
В разделе «Игра на детских музыкальных инструментах» используются презентации – концерты, для знакомства с музыкальными инструментами и спецификой их звучания. Имеют место так же видео – подсказки для детей, играющих в оркестре.
Музыкально – дидактические игры, продемонстрированные в виде презентаций позволяют в доступной, привлекательной форме развивать тембровый, динамический слух, чувство ритма, характера музыкального произведения ( например: «Что делают в домике?», маршируют, поют, танцуют, «Необыкновенный концерт», «Рассели инструменты», Солнышко и тучка».
Использую показ презентаций на утренниках и развлечениях.
Видеозапись детского исполнения для последующего анализа.
Очень важно соблюдать требования СанПиНа. Так продолжительность использования ИКТ в НОД
*для детей 3-4 лет – не более 3-5 минут;
*для детей 4-5 лет – не более 5-7 минут;
*для детей 5-6 лет – не более 10 минут;
*для детей 6-7 лет – не более 15 минут.
Мультимедийный экран должен быть расположен не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от детей.
После просмотра обязательно - гимнастика для глаз.
Неоценима помощь компьютера в ведении документации (создание текстов, таблиц, оформление титульных листов, папок-передвижек с консультациями для родителей и воспитателей).
Большую помощь музыкальному руководителю оказывают Интернет-ресурсы.
Результаты музыкальной деятельности с использованием ИКТ :
повышение качества знаний детей по специальным разделам
музыкального воспитания;
повышение уровня развития памяти, внимания, мышления, речи,
восприятия воспитанников;
значительное повышение мотивации дошкольников к изучению
музыки.
Благодаря использованию современных информационно-коммуникационных технологий в непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным.
Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для ребёнка, но и для музыкального руководителя.
Но, нужно помнить, что использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников – это только средство для реализации цели и задач, поставленных перед педагогом.
Главная роль в музыкальном воспитании всегда останется за музыкальным руководителем!