Ольга Чалина
Использование ИКТ в системе работы учителя-логопеда по формированию предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребёнка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом - одна из распространённых причин неуспеваемости у учащихся начальных классов.
В современной педагогической практике количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Поэтому актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск эффективных методов, новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу, заботиться о предупреждении и исправлении различных речевых нарушений.
Публикация «Использование ИКТ в системе работы учителя-логопеда по формированию предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
В настоящее время в России одной из распространённых форм обучения детей является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что новые методы широко используются в дошкольном образовании, в том числе и в коррекционной работе учителя-логопеда.
Целью работы является : формирование предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с ОНР с применением ИКТ.
Согласно цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить направления работы по формированию предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
2. Создать мультимедийные презентации, направленные на формирование предложно-падежных конструкций;
3. Апробировать систему работы с применением презентаций;
4. Выявить эффективность применения презентаций в коррекции речи детей.
Для правильной оценки нарушений в речи ребёнка и для определения наиболее рациональных путей коррекции проводится обследование. Оно ведё тся в двух направлениях:
- выявление понимания значения предлогов;
- обследование правильности употребления предлогов в экспрессивной речи.
Нарушение предложно-падежных конструкций у детей с ОНР проявляется в виде следующих ошибок:
- пропуск или замена предлогов;
- замена одной предложно-падежной конструкции другой;
- неправильное употребление падежного окончания существительного;
- неправильное употребление, как предлога, так и падежного окончания.
При планировании работы учитывались следующие принципы :
- принцип комплексности;
- принцип максимальной опоры на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы;
- принцип учёта зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому);
- принцип постепенного усложнения заданий;
- принцип системности;
- онтогенетический принцип и принцип ведущей деятельности.
Мультимедийные презентации создавались с учётом методических рекомендаций, изложенных в трудах Л. Г. Парамоновой, Н. В. Серебряковой, Л. В. Лопатиной.
В процессе работы с применением мультимедийных презентаций были выделены такие преимущества, как:
- презентации позволяют сделать учебный материал наглядным;
- облегчается процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов;
- значительно облегчается показ схем и рисунков;
- при организации непосредственно-образовательной деятельности презентации могут быть использованы на различных этапах изучения темы;
- использование анимации активизирует внимание, позволяет передать логику развёртывания мысли.
Таким образом, коррекционная работа по формированию предложно-падежных конструкций с использование мультимедийных презентаций позволяет ребёнку спокойно и с интересом овладевать грамматикой родного языка.
Библиографический список:
1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - Ростов н/ Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. - 224с.
2. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / под ред. Е. А. Логиновой. – СПб. : Изд-во «СОЮЗ», 2004. – 192с. (коррекционная педагогика).
3. Лизунова Л. Р. «Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста».Пермь, 2004г.
4. Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно. СПб. : «Дельта», 1996. - 384с.
5. Парамонова Л. Г. Предупреждение дисграфии у детей. - СПб. : изд-во «Союз», 2001. - 240с.
6. Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. М. : ВЛАДОС, 1994г. – 344с.