Татьяна Вишнякова
Как легко учить стихи. Из опыта работы учителя-логопеда.
▼ Скачать + Заказать документы
У Вас все получилось, и ребёнок на занятии наконец-то произнес трудный и неподдающийся для него звук. Еще несколько занятий и можно приступать к следующему этапу логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения.
Тут на помощь приходят потешки, скороговорки, чистоговорки и короткие детские стихи. Заучивание стихотворных текстов, насыщенных автоматизируемым звуком является одним из самых распространенных и испытанных приемов развития произносительной стороны речи, поскольку стихотворная речь лучше запоминается, и оказывает самое действенное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Однако, не все дети в группах компенсирующей направленности легко справляются с запоминанием стихов.
Публикация «Как легко учить стихи, Из опыта работы учителя-логопеда,» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа логопеда. Логопедия
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Не секрет, что для детей с нарушением речи, характерен низкий уровень слухового внимания и восприятия, часто слабое развитие наглядно – образного мышления, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, что безусловно существенно замедляет процесс коррекции речи.
Исходя из этого, учителя-логопеды должны использовать в процессе коррекционной работы над речью такие методы и приемы, которые позволят решать все вышеперечисленные проблемы в комплексе и тем самым повысить эффективность логопедического воздействия.
Таких универсальных методов и приемов не так много, но они есть.
Например, для того, чтобы запоминание стихотворных текстов проходило легко и интересно, можно использовать такой всем известный прием, как заучивание стихов с опорой на наглядно – иллюстративный материал.
При заучивании стихов с детьми, имеющими нарушения речи, наиболее эффективно использование метода иллюстраций, который позволяет запомнить текст путем смыслового соотнесения, иначе говоря, путем логического запоминания.
Предлагаю разобрать использование данного метода на конкретном примере.
Возьмем для автоматизации (закрепления) звука Р заучивание стихотворения Виктора Лукина про робота.
Для поддержания интереса и продуктивного заучивания стихотворения используем красочную презентацию с анимацией в виде всплывающих в определенной последовательности картинок. На каждую строчку можно использовать отдельный слайд, а можно все картинки разместить на одном слайде, появляться они будут по щелчку. (См. презентацию)
1. Сначала читаем текст стихотворения целиком.
Роботу всякое дело нравится,
Робот с любою работой справится.
Робот умело мотор собирает,
Режет металл и на скрипке играет,
Робот на всех языках говорит,
Робот игрушку тебе смастерит,
Робот умеет верно служить.
Робот, а можно с тобою дружить?
(Виктор Лукин)
2. Устанавливаем смысловую связь между словами из стихотворения и картинкой, которая помогает ребенку понять смысл высказывания, и запомнить ключевые рифмованные слова. Несколько раз пролистываем слайды и устанавливаем последовательность действий с опорой на картинки.
3. Пробуем воспроизвести весь текст, используя прием договаривания, т. е. педагог начинает строчку, а ребенок заканчивает, используя всплывающую на экране картинку. Можно делать это как всем детям вместе (если это занятие с подгруппой, так и одному ребенку.
4. Можно пробовать рассказывать самостоятельно.
В презентации на примере нескольких коротких стихотворений, которые используются для автоматизации звука Р, показано как можно сделать процесс заучивания стихов понятным, доступным и очень увлекательным.
Дети на занятиях с использованием таких презентаций учатся весело, интересно и быстро запоминать и рассказывать стихи опираясь на картинки, что обеспечивает тренировку речи, а также процессов, тесно связанных с ней.
Прием смыслового запоминания стихотворных текстов позволяет активно развивать у детей с нарушением речи понимание текста, что очень важно для качественного осмысленного запоминания. Использование в работе этого, универсального в своем роде приема, сокращает время на запоминание стихов, позволяет поддерживать интерес к занятиям, значительно повышает эффективность заучивания стихов, совершенствует как кратковременную, так и долговременную память (зрительные опоры надолго остаются в памяти ребенка) и оказывает неоценимую помощь всем участникам коррекционно-образовательного процесса.