Валентина Басирова
Использование игровых технологий В. В. Воскобовича в работе педагога с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Среди всех познавательных процессов, представляющих собой формы отражения человеком окружающего мира, наивысшим и наиболее сложным является мышление.
Публикация «Использование игровых технологий В, В, Воскобовича в работе педагога с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Мышление умственно отсталых детей отличается глубоким своеобразием, т. к. недостатки их психики в целом проявляются тем значительнее, чем сложнее тот или иной вид психической деятельности.
Основной недостаток мышления умственно отсталых детей - слабость обобщения – проявляется в процессе обучения в том, что дети плохо усваивают правила и общие понятия.
В настоящее время существует огромный выбор современных методик при работе с детьми ОВЗ. Особое место среди них занимает группа игр, разработанных Вячеславом Вадимовичем Воскобовичем. Применение игр Вячеслава Владимировича позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, т. к. дети с ОВЗ часто имеют нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженную работоспособность и быструю утомляемость. Во время занятий в работу включаются все аталитические системы. Развитию пальцевой и кистевой моторики детских рук, координации «глаз - рука» также способствуют игры Воскобовича, что положительно влияет на интеллектуально – речевое развитие. Если к сказанному добавитьеще развитие мышления, тренировку интеллекта, развитие памяти, внимания, то чудо – игры нам в работе просто необходимы. Психоневнологи советуют всю интеллектуальную нагрузку давать только на фоне «разогретых рук». Технология Воскобовича - это путь от практики к теории. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя, ребенок осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. Игры В. В. Воскобовича – наглядны, интересны и многофункциональны.
В практике своей работы с детьми с ОВЗ мною использую следующие развивающие игры:
«Игровизор»
Занятия с комплектом совершенствуют три группы навыков: аналитические, творческие, моторные. Ребенок учится ориентироваться в пространстве, разбирается в формах и размерах, изучает понятие «симметрии» и сравнивает изображения по всем этим признакам. Также он продолжает творить, развивая свое воображение и мышление.
В игре с Игровизором ребенок укрепляет руку, совершенствует координацию, развивает мелкую моторику пальцев. Игровизор помогает творчески самореализоваться ребенку, развивает воображение, внимание, усидчивость. Учит рисовать в зеркальном отображении. Очень удобен своим многоразовым использованием, так как можно выполнять работу над ошибками прямо в нем.
Геоконт
В результате игр с Геоконтом у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины, мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей, творчество.
При работе с Геоконтом дополнительно используются блоки Дьонеша. Как вспомогательная методика.
Кораблик «Плюх - плюх»
Основная цель данной игры при работе с детьми с ОВЗ - изучение цвета и размера, развитие мышления. У детей формируются первые математические представления: он учится различать понятия «больше/меньше/поровну», «много/мало», «сделай больше, меньше, поровну». Исходя из динамики развития - научить ребенка считать в пределах 5. Причем не просто «вызубрить» с ним цифры, а наглядно объяснить ему понятие количества. Параллельно у ребенка развивается мелкая моторика пальцев, при нанизывание флажков на шнурок, что положительно влияет и на интеллектуально-речевое развитие ребенка.
«Фиолетовый лес»
Использование предметно развивающей среды «Фиолетовый лес» в работе с детьми с ОВЗ позволяет -
- ознакомить детей с окружающим миром (времена года, животный мир);
- сенсорное развитие (форма, цвет, величина);
- развитие познавательных процессов;
- развитие способностей к анализу, сравнению, обобщению.
Игры В. Воскобовича - необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии детей с ОВЗ. Их простота и большие возможности в плане решения образовательных и воспитательных задач неоценимы в работе с детьми с ОВЗ.
Работая по технологии развивающих игр В. Вокобовича, можно утвердительно сказать о положительной динамике роста интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
В заключение хочу сказать, что система работы с использованием развивающих игр Воскобовича это один из эффективных способов интеллектуального, коммуникативного, личностного развития ребёнка.