Кузнецова Наталья
«Космическая миссия выполнима». Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе
«Космическая миссия выполнима»
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие
Задачи:
1. Совершенствовать навыки прямого счета в пределах 20 и обратного счёта в пределах 10; продолжать формировать умение понимать отношения между числами в числовом ряду, соотносить цифру с количеством предметов; закреплять умение правильно применять понятия «больше», «меньше», «равно»; знания о геометрических фигурах, о последовательности дней недели, времён года, частей суток; состав числа из двух наименьших, совершенствовать навык ориентировки на листе бумаги.
2. Продолжать учить составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.
3. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания, смекалки, памяти, связной речи, мелкой моторики; способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания, активизировать словарный запас детей.
4. Воспитывать интерес к математическим занятиям, инициативность, дружеские отношения, аккуратность.
Оборудование: магнитофон, компьютер с презентацией, магнитная доска, цифры, знаки, изображение инопланетян к задаче.
Методические приёмы:
Игровой (использование сюрпризных моментов).
Наглядный (использование иллюстрации).
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Поощрение, анализ занятия.
Демонстрационный материал: иллюстрации.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, конверт с геометрическими фигурами, фломастеры, ручки, изображение звезд к рефлексии, ножницы, атрибуты шлемов.
Ход занятия.
Воспитатель:
- Ребята, какой приближается праздник?
(ответы детей – «День Космонавтики»).
- Когда мы отмечаем его?
Дети:- 12 апреля
Воспитатель: - Какое событие произошло на Земле?
Дети: - Впервые 12 апреля, 1961 году в космос отправился человек Юрий Гагарин. Он совершил один виток по орбите вокруг Земли.
Воспитатель: - А что вообще такое космос? Что вы о нем знаете? Чем он интересен?
Дети: Огромное пространство, там есть планеты, кометы, космические корабли, звезды, созвездия, солнце, луна.
Воспитатель:- Это пространство, которое окружает нашу планету, называется Галактика. В нем движутся звездные скопления и отдельные звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеориты. Ребята, а вы видели звезды на небе?
Дети: Да.
Воспитатель:- А что мы о них знаем? Что же это такое звезды?
Дети: — Звезды — это раскаленные шары, они большие, светятся, но мы их видим маленькими, потому что они находятся от нас очень далеко.
На экране демонстрируется слайд – «звездное небо».
Воспитатель: Всеми космическими исследованиями занимаются в обсерватории. В наши дни изучением звезд занимаются астрономы, а неопознанными объектами - уфологи.
На экране демонстрируется слайд - «обсерватория».
И в этом им помогают космонавты. А вы хотите быть космическими исследователями? Хотите побывать в космосе и посмотреть какой он загадочный?
Дети: Да!
Воспитатель: Если в космос вы хотите,
Значит, скоро полетите,
Самым смелым будет наш
Дружный детский экипаж.
Раз собрались мы в полёт – строить надо …
Дети: …звездолёт!
Воспитатель:
Прежде чем отправиться в дорогу мы должны подготовить транспорт, для этого нужно взять карандаш и соединить все цифры по порядку на нашем ватмане. С какой цифры начнём? Какая следующая? (самостоятельное выполнение задания, дети соединяют цифры и считают вслух до 20). – Что у вас получилось? (дети показывают листочки с изображением летательного аппарата, слайд звездолета).
Для старта нам нужен пульт управления, а чтобы его изготовить нужно взять листочек и фломастеры, выполнить то, о чём я буду говорить.
В правом верхнем углу нарисуйте красный круг, в нижнем левом углу синий треугольник, в верхнем левом углу жёлтый квадрат, в нижнем правом углу зелёный прямоугольник.
Сколько фигур получилось? А что нужно сделать, чтобы их стало 5? (добавить ещё одну) Нарисуйте в центре листка коричневый овал. Пульт готов, пора занять свои места в ракете.
Каждый из вас получает посадочный билет, нужно сосчитать, сколько звёзд у вас на билете и найти цифру, которая соответствует количеству звёзд, так вы определите своё посадочное место. (дети занимают места в летательном аппарате).
Воспитатель: Космический корабль готов?
Дети: Готов!
Воспитатель: К старту космического корабля приготовиться!
Дети: Есть приготовиться…
Воспитатель: Включить приборы!
Дети: Есть включить приборы.
Воспитатель: Завести моторы!
Дети: Есть завести моторы.
Воспитатель:
Наш космический корабль отправляйся в полёт,
Ждут нас испытания сложные задания.
Сейчас я нажму на пульт управления, и мы полетим (воспитатель нажимает, но ни чего не происходит). Ребята я совсем забыла, нужен кодовый ключ, который состоит из 3 цифр, давайте его разгадаем. Какая цифра стоит после цифры 4? Какая цифра стоит перед цифрой 8? Какая цифра стоит между цифрой 8 и цифрой 10? (5;7:9)
Оденьте головные уборы космонавтов – исследователей (дети надевают атрибуты шлемов).
Включается звук двигателя, начинаем обратный отчёт. (10;9;8…1-пуск, звучит космическая музыка).
- Пока мы летим нам нужно как всем космическим исследователям заполнить бортовой журнал. Я буду записывать, а вы отвечать на вопросы.
– Какое сейчас время года? Сколько времён года вы знаете? Какое время года начнется после весны? - Какой сейчас месяц?- Сколько месяцев в году? - Какой сегодня день недели? Какой день недели будет завтра? Сколько дней в недели? – Какое сейчас время суток? Как называется время суток, когда вы уходите из детского сада?
(Включается звук «стыковки кораблей») .
На экране демонстрируется слайд (неопознанный летающий объект с астероидами).
Неожиданно раздается голос за сценой (с использованием микрофона):
- Внимание! Внимание! Неопознанный объект приближается к нашему кораблю и пробует с ним состыковаться. Будьте осторожны! Будьте осторожны!
Звучит «космическая» музыка, появляется взволнованная инопланетянка.
Воспитатель: - Кто вы?
Инопланетянка: Я — Ларалунья, я — Ларалунья, я — жительница планеты Ларула? Я собирала новую информацию с разных планет Галактики, делала фотографии и у меня случилась непредвиденное происшествие. Произошло столкновение моего корабля с астероидом и сбой в системе управления моим космолетом. Последняя команда, которая поступила мне с центра на моей планете – это то, что мне необходимо состыковаться с вашим Звездолетом. А вы кто? А вы кто?
Воспитатель: Мы, жители планеты Земля, отправились в космос посмотреть звезды, кометы, астероиды.
Инопланетянка: Во время стыковки с вашим кораблем изменились знаки и символы в схемах программы, я с ними не знакома. Нужно произвести разные математические действия с этими знаками и тогда программы восстановятся, посмотрите, вы их не знаете? (показывает цифры, знаки, геометрические фигуры).
Дети: - это цифры, знаки действий, фигуры с нашей планеты.
Инопланетянка: Так значит вы можете мне помочь устранить неполадки в моем летательном аппарате. Это пульт управления системами моего космолета, некоторые кнопки выпали и не подходят к своим местам. Нужно решить правильно все задания. И, если всё будет выполнено верно, кнопки точно займут свои места, пульт сможет в космолете активировать все системы, и у меня появиться возможность вернуться на свою планету. А инструкции по выполнению находятся в конверте и на этом носители информации, ведь мой компьютер временно перестал работать из- за аварии. (отдаёт конверт с носителем воспитателю).
Воспитатель: Ну, что ребята, поможем нашей гостье? (ответы детей).
Первое задание.
На экране игрушка детей с планеты Ларула – Геометрица.
- Вы должны назвать из каких геометрических фигур состоит эта игрушка. ответы детей).
Второе задание.
Достает из конверта квадраты, прямоугольники.
- Нужно разделить эти фигуры пополам, на четыре части. (дети повторяют последовательность деление фигур пополам и называют – половина, четвертая часть).
- А теперь давайте немного отдохнем. (проводится физминутка).
Третье задание.
- Ребята, здесь перепутаны все геометрические фигуры, нужно в этом ряду найти лишнюю фигуру и объяснить почему. (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник).
Четвертое задание.
- Вы видите домики в них отсутствуют жители, которые проживают с правой стороны, в первом доме живут космические кристаллы, в другом цифры, нужно заселить дома. (раздаются листочки с заданиями, дети выполняют самостоятельно, состав числа 6)
Домик с числом 8 заселяем все вместе, проговариваем, из каких чисел состоит число 8.
Пятое задание.
- На нашем космодроме всегда было равное количество красных и синих ракет, но некоторые из них исчезли, пожалуйста, сделайте всё по -прежнему. (красные - 6, синих - 8).
Шестое задание
- А теперь нужно решить задачу. (на магнитную доску выставляются инопланетные жители и 2 летающие тарелки по схеме).
4 + 6= 10
Нужно составить задачу и решить ее. (дети составляют задачу по схеме, проговаривают условие задачи, вопрос, решение, ответ).
Инопланетянка:
- Ребята, пока я была в открытом космосе, в моем топливном баке остановилась работа космического топлива, закончились энергетические частицы. В этой космической сфере находятся активные энергетические частицы в капсулах и они запустят топливо в моего космолете. Но для того, чтобы открыть эту сферу, нужно поставить знаки «больше», «меньше» или «равно» между числами. (воспитатель раздает примеры, где нужно поставить знак больше, меньше или равно, между числами 9 и 11, 4 и 7, 5 и 9, 6 и 6,8 и 3, 10 и 10, дети выполняют задание на карточках).
Дети относят карточки к космолету, инопланетянка достает из конуса капсулы и опускает их в «топливный бак» (опыт Лава – лампа с шипучим аспирином, водой и маслом).
Инопланетянка:
- Ребята, все программы и системы управления полетом моего космолета исправлены с вашей помощью, спасибо вам. Мне пора возвращаться на мою планету. Мне очень жаль с вами расставаться, вы очень умные, добрые, настоящие друзья. Но помогая мне, вы не увидели планет в космосе, астероидов, комет. А у меня есть много материалов, которые вам расскажут о космосе интересного. Я хочу с вами ими поделиться. (отдает фотографии с изображением космических объектов).
- А еще я хочу угостить вас космическими сладостями. (раздает детям угощения).
Прощается с детьми и улетает. (звук улетающего космического летательного аппарата).
Заключительная часть (рефлексивный этап).
Воспитатель:
- Пора возвращаться домой. Займите свои места в звездолете. Наш летательный аппарат разворачивается и направляется на планету Земля. (Слайд с изображением планеты _ Земля, звучит песня в исполнении группы «Земляне» - «Трава у дома»).
- Ну, вот мы наконец – то дома.
Детей встречает корреспондент детского журнала «Умники и умницы», он хочет взять у ребят интервью. (воспитатель в роли корреспондента задаёт вопросы)
- Где вы путешествовали?
- Что интересного произошло в полете?
- Что случилось с инопланетянкой?
- Как помогали гостье?
- Что вам особенно понравилось?
- Какое задание было самым сложным?
- Что бы вы пожелали жителям неизвестной планеты?
Воспитатель:
Ребята, если вам понравился наш полет и у вас все получилось, то прикрепите на вечерний небосвод звезду с улыбкой. А если у вас возникали небольшие трудности при выполнении заданий, то выберите звездочку немного грустную, а если у вас совсем ничего не получилось и было не интересно, тот возьмите звездочку со слезинкой. (Дети прикрепляют звездочки).
Наше занятие заканчивается. Спасибо за участие.