Елена Злобина
Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»
А. С. Макаренко
Цель игровой технологии – не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Задачи игровой технологии :
Публикация «Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР» размещена в разделах
• Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счёт собственной активности ребенка.
• Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышение ее результативности.
• Сделать воспитательный процесс управляемым.
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:
способом обучения;
деятельностью для реализации творчества;
методом терапии;
первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Поэтому коррекция такого сложного речевого нарушения как общее недоразвитие речи (ОНР) требует комплексного воздействия на все стороны речевого развития ребенка.
Основными задачами комплексного воздействия являются:
• формирование у детей мотивации речевой активности;
• обогащение словарного запаса;
• преодоление нарушений грамматического строя речи;
• формирование связных высказываний;
• овладение сложными формами монологической и диалогической речи;
• воспитание социально-полезных форм поведения и качеств личности (общительности, самостоятельности, доброжелательности, активности).
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности. Деятельность детей должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в коррекционном процессе, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности дошкольников.
Для реализации комплексной модели игрового обучения предметно-развивающая среда кабинета была обогащена дидактическими играми и пособиями.
Игра сама по себе оказывает благоприятное воздействие на общее психическое состояние ребенка, актуализирует его компетентность, активизирует фантазию, воображение. В то же время игровые приемы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной однообразной деятельности и помогают чередовать виды речевой деятельности.
Учитывая это, в ходе коррекционной работы с воспитанниками стараюсь создать эмоционально насыщенную атмосферу, игровые ситуации, которые побуждают детей к речевому общению, обеспечивают максимальную речевую активность.
Применение игровых технологий позволяет создавать максимально благоприятные условия для развития речи детей:
-игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики;
-игровые технологии, направленные на развитие артикуляционной моторики;
-игровые технологии, направленные на развитие дыхания и голоса.
Остановлюсь подробнее на основных видах дидактических игр. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно – печатные и словесные.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними дети, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражен цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач. В играх о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так, как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам.
Настольно – печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и задачи, которые решаются при их использовании.
Кроме речевого развития в игре осуществляется познавательное развитие, так дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Главное место в дидактических играх по развитию речи надо отводить работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонематический и речевой слух ребёнка.
Опыт позволяет сделать вывод о том, что использование игровых технологий способствует формированию у детей с ОНР положительной речевой мотивации, активизации самостоятельной речи, обогащению ее лексического содержания и совершенствованию грамматического оформления, а также развитию коммуникативных способностей.